В статье проводится анализ исследований современных российских историков по проблематике, связанной с возникновением, деятельностью и значением Священного союза как межгосударственного объединения первой половины XIX в. Изучением, анализом и оценками Священного союза занимались ученые и дореволюционного, и советского периодов. Но их выводы во многом определялись политико-идеологическими особенностями двух периодов российского государства. Для современной российской историографии Священного союза характерен отказ как от восхваляющих имперские решения оценок историков царской России, так и объясняющих деятельность Священного союза с реакционных позиций историков советского периода. На современном этапе отечественной исторической науки, благодаря отсутствию идеологических ограничений и привлечению широкого круга архивных источников, ученые продолжают изучать Священный союз и как неотъемлемую часть Венской системы международных отношений первой половины XIX в., и как самостоятельное объединение европейских государств. При этом в работах российских ученых даются оценки личностному и религиозному факторам данной организации.
The article analyzes the research of modern Russian historians on the problems associated with the emergence, activity and significance of the Holy Union as an interstate Association of the first half of the XIX century. The study, analysis and evaluation of the Holy Union were engaged in scientists and pre-revolutionary and Soviet periods. But their conclusions were largely determined by the political and ideological features of the two periods of the Russian state. The modern Russian historiography of the Holy Union is characterized by the rejection of both the assessments of historians of tsarist Russia praising Imperial decisions and those explaining the activities of the Holy Union from the reactionary positions of historians of the Soviet period. At the present stage of Russian historical science, due to the absence of ideological restrictions and the involvement of a wide range of archival sources, scientists continue to study the Holy Alliance as an integral part of the Vienna system of international relations of the first half of the XIX century, and as an independent Association of European States. At the same time, in the works of Russian scientists, the Holy Union is considered and evaluated the personal and religious factors of this organization.