Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ) была основана в 1992 году для военно-экономического сотрудничества стран-членов и во многом отражает стремление России сохранить свою зону влияния на территории бывшего СССР. В продолжение этой политики был заключен договор об основании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который начал свое действие в 2015 году и обеспечивает определенную свободу передвижения товаров (услуг), капитала и рабочей силы. В двух данных организациях Россия стремиться обеспечивать лидирующие позиции, для обеспечения которых необходимо постоянно проводить анализ возможностей военнопромышленной кооперации государств - членов ОДКБ (как политического контура) и ЕАЭС (как экономического контура) с третьими странами. Целью настоящей статьи стало исследование вызовов и угроз для России военно-экономического сотрудничества государств - членов ОДКБ и ЕАЭС с третьими странами. Для достижения поставленной цели было рассмотрено военно-экономическое сотрудничество Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана, Беларуси, Армении с третьими странами и даны предложения по замещению закупок на рынке вооружения российскими аналогами. Некоторые страны ОДКБ и ЕАЭС стремятся диверсифицировать свои закупки на рынке вооружения, обеспечивая программу самостоятельного развития военно-промышленной кооперации с третьими странами. Такое положение вынуждает Россию обеспечивать разработку и развитие планов импортозамещения военной продукции российскими аналогами на рынке стран ОДКБ и ЕАЭС. Для проверки данной гипотезы были рассмотрены и проанализированы статистические данные и документы, находящиеся в открытом доступе, в том числе данные Стокгольмского международного института исследований проблем мира. В ходе анализа данных было доказано, что Беларусь, Казахстан и частично Армения диверсифицируют свои закупки военной техники и вооружения, обеспечивая и активно развивая военно-экономическое сотрудничество с третьими странами, в том числе и с Китаем.
The Collective Security Treaty Organization (CSTO) was founded in 1992 for military-economic cooperation of member countries and mainly reflects the intention of Russia to maintain its zone of influence on the territory of the former USSR. In continuation of this policy, an agreement was concluded on the foundation of the Eurasian Economic Union (EAEU), which began its operation in 2015 and provides a certain freedom of movement of goods (services), capital and labor. These organizations provide effective interaction between the CSTO member states and the EAEU including common space between the countries and their development in a single trajectory, which allows to obtain a synergistic effect on the international arena. Thus, it is necessary to monitor the level of military-economic cooperation between the CSTO and EAEU member states. The purpose of this article was to study the challenges and threats to the Russia of military-economic cooperation of the CSTO and EAEU member states with third countries. To achieve this goal, military-economic cooperation of Tajikistan, Kyrgyzstan, Kazakhstan, Belarus, Armenia with third countries was examined and proposals were made for replacing purchases on the arms market with Russian counterparts. Some CSTO and EAEU countries seek to diversify their purchases in the arms market, providing a program of independent military development with the development of military-industrial cooperation with third countries. This situation forces Russia to ensure the development of plans for the import substitution of military products with Russian counterparts on the market of the CSTO and the EAEU. To test this hypothesis, we reviewed and analyzed publicly available statistics and documents, including data from the Stockholm International Peace Research Institute. In the course of data analysis, it was proved that Belarus, Kazakhstan and partially Armenia diversify their purchases of military equipment and weapons by actively developing military-economic cooperation with third countries, including China.