Задачи модернизации и развития имеют важнейшее значение для российского образования и науки. Несмотря на ряд значительных изменений, которым за последние 10-15 лет подверглась система образования и науки, лучшие университеты России все еще не могут на равных конкурировать с ведущими мировыми вузами. Для решения данной задачи в 2013 году был запущен один самых масштабных и амбициозных государственных проектов по повышению международной конкурентоспособности российских университетов, получивший наименование «5-100». Несмотря на необходимость крупных проектов развития науки и образования, «5-100» получил неоднозначные оценки вузовской общественности и экспертов. К 2017 году прошла половина срока его реализации и была израсходована значительная часть ресурсов, выделенных на проект, что требует промежуточной оценки его эффективности. При этом пристальное внимание к проекту стало причиной значительного количества спекуляций, имеющих место не только в публицистике, но и в аналитических статьях, в рамках которых предпринимаются попытки оценить «5-100», основываясь во многом не на объективном анализе влияния проекта на систему образования и науки, а исходя из субъективных суждений. Понимая возможность и важность любых обоснованных точек зрения, авторы отмечают, что при оценке проектов подобного масштаба требуется анализ причин, обусловливающих его появление, и факторов, влияющих на его реализацию. Поверхностная оценка «5-100» приводит к выдвижению на передний план часто не самых значительных недостатков и отвлекает внимание от менее очевидных, но, как правило, более весомых и позитивных особенностей проекта. В связи с этим в статье предпринимается попытка проанализировать место и роль «5-100» в процессе модернизации российского образования и науки, рассмотреть различные стороны проекта, выделить возможные подходы к оценке его эффективности и высказать рекомендации по совершенствованию проекта на завершающих его этапах (или при реализации новых проектов повышения международной конкурентоспособности российских вузов).
The tasks of modernization and development of education and science are of a key importance for the Russian Federation. Despite a number of significant changes in the Russian system of education and science over the last 10—15 years, the best Russian universities still cannot compete with the world leading universities. In 2013, to change this situation the state started one of its most ambitious projects to increase the international competitiveness of Russian universities, which is the project “5—100”. Though the need for such projects for the development of science and education is widely acknowledged, the “5—100” has received contradictory estimates of different stakeholders and experts. By 2017, the project approached its half-time line and spent a significant part of its resources, thus, it is time to consider its interim results. Moreover, the today’s close attention to the project determined numerous speculations not only in the media but also in scientific articles aiming to assess the project’s impact on the Russian system of education and science based on ideological and political judgments. The authors understand and accept all informed judgments but emphasize the importance of evaluating both reasons for such large-scale projects and factors affecting their implementations. A superficial estimate of the project “5—100” leads to the emphasis on its minor disadvantages, which usually hides its less obvious positive sides. Thus, the article focuses on the role of the project “5—100” in the modernization of the Russian system of education and science, considers its different aspects, and identifies possible approaches to assess its efficiency at the final stages of its implementation (or to develop new projects to increase the international competitiveness of Russian universities). © G.A. Kliucharev, A.V. Neverov, 2017.