В статье рассматриваются конститутивные свойства ток-шоу как жанра журналистики и лингвистического феномена. Предмет исследования - жанровые и языковые особенности российских телевизионных ток-шоу. Материалом исследования являются скрипты высокорейтинговой передачи прайм-тайма - телевизионного ток-шоу «Андрей Малахов. Прямой эфир», выходящего на канале «Россия-1». В работе применяется медиалингвистический подход, контентанализ, элементы статистического анализа, коммуникативно-дискурсивные методики. Новизна исследования обусловлена характером материала, ранее не подвергавшегося всестороннему изучению: впервые речевое поведение ведущего ток-шоу А. Малахова анализируется с лингвистических позиций, выявляются лексико-стилистические предпочтения ведущего.В работе показано, что ток-шоу предполагает дискуссию между ведущим, героями и участниками программы, характеризуется разнообразной тематикой и многообразием жанровых разновидностей, использует элементы интервью, дискуссии, монолога. Как жанр телевизионной журналистики является многокомпонентным, сложно организованным явлением, совмещающим социокультурные, гендерные, экстралингвистические, жанровые и собственно лингвистические особенности. Вскрыты социальные задачи ток-шоу как средства формирования общественного мнения, его признаки, состав участников, представлен количественный и жанровый состав российских телевизионных ток-шоу. Особое место в статье занимает медиалингвистический анализ ток-шоу «Андрей Малахов. Прямой эфир». Определены основные функционально-смысловые типы речи ведущего, направленные, прежде всего, на убеждение адресата. Основные приемы коммуникативно-речевого взаимодействия ведущего и героев программы раскрыты в связи с использованием соответствующих речевых средств.
The article considers the constitutive properties of talk shows as a genre of journalism and a linguistic phenomenon. The subject of the research is genre and language features of Russian TV talk shows. The material of the research is scripts of a highly rated Primetime program-the TV talk show “ Andrey Malakhov. Live broadcast”, coming out on the channel “Russia-1”. The paper uses a media-linguistic approach, content analysis, elements of statistical analysis, and communicative and discursive methods. The novelty of the research due to the nature of the material, not previously exposed to a comprehensive study: first verbal behaviour leading current-show of A. Malakhov is analyzed from linguistic viewpoint identifies lexical and stylistic preferences of the leader.It is shown that the current show includes debate between the leading characters and participants, is characterized by diverse themes and variety of genres varieties, uses elements of interview, discus- sion, monologue. As a genre of television journalism, it is a multi- component, complexly organized phenomenon that combines socio-cultural, gender, extralinguistic, genre and linguistic features. The article reveals the social tasks of talk shows as a means of forming public opinion, its characteristics, the composition of participants, and the quantitative and genre composition of Russian TV talk shows. A special place in the article is occupied by the media-linguistic analysis of the talk show “ Andrey Malakhov. Live broad-cast». The main functional and semantic types of speech of the presenter, aimed primarily at persuading the addressee, are defined. The main methods of communication and speech interaction between the host and the characters of the program are revealed in connection with the use of appropriate speech tools.