В статье анализируется влияние миграционных явлений на сложный процесс формирования европейской политической идентичности. В центре исследования - вопросы: почему миграционные процессы ведут к размыванию идентичности Европейского союза и какой тип европейской идентичности возникает в результате данных миграционных процессов? Автор проводит различие между концепцией европейской идентичности и концепцией идентичности Европейского союза. Природа ЕС носит политический характер, она связана с достижением членами Союза договоренностей о признании общих ценностей и их значимости для граждан. Выдвинутые во всесторонних исследованиях концепции заставляют сделать, хотя иногда и не прямой, вывод, что динамика миграционных процессов негативно влияет на формирование политической идентичности Европейского союза, поскольку они усиливают его аполитичность. С одной стороны, между государствами - членами ЕС нет согласованного отношения к тому, как управлять процессами миграции, а с другой, - политика интеграции иммигрантов, проводимая различными государствами, трансформируется в политику дезинтеграции национальной идентичности, не способствуя эволюции к наднациональности. Мультикультурализм и плюрализм, космополитическое гражданство - это переменные, противоречащие основным принципам легитимности европейской власти, европейскому гражданству, европейскому культурному универсализму, идее коллективной и особой идентичности европейцев. Автор приходит к выводу, что именно ценности метаполитической природы, а не сама по себе структура самого Союза, подрывают источники европейской политической идентичности. Выявляющийся потенциал миграционных процессов раскрывается наиболее полно именно в данном контексте. Не случайно метаполитической ценностью нынешней либеральной мысли является политкорректность. Проблема соблюдения политической корректности превращается в привилегию европейских элит трактовать миграцию в политическом смысле с помощью монолитного нарратива, используемого элитами для интерпретации феномена миграции.
The article delves into the influence of the migration phenomenon on the complex process of the European political Identity-building process. The main research question is: why do migration processes erode the identity of the European Union? Or: what type of European identity is the result of these migratory processes? Firstly, the author defines the difference between European identity and identity of European Union. The character of the latter, being the result of a negotiation pro cess between its members on the shared values to be adopted and the meanings that the Union must assume for its citizens, can be only political. The approaches suggested, sometimes even indirectly, by studies conducted on the matter allow us to deduce that the dynamics of migration processes negatively affect the creation of the political identity of the European Union. Instead, they reinforce its apolitical character. On the one hand, there is not a shared vision between the EU Member States of rules and frameworks to manage migration phenom enon. While there is no agreement between the EU Member States on how to manage migration, the integration policies adopted by the various States are being transformed into policies of disintegration of national identities, without any advantage for the evolution of supranationality. Multiculturalism and pluralism, cosmopolitan citizenship, are variables that run counter to the basic principles of the legitimacy of European power, namely European citizenship, European cultural universalism, the idea of the collective and the particular identity of Europeans. The author concludes that it is, therefore, “metapolitical” values, rather than the structure of the Union itself, that undermines the foundations of European political identity. It is in this context that the disidentitary potential of migratory phenomena finds the conditions for its full accomplishment. It is no coincidence that the metapolitical value that current liberal thought cannot do without is “politically correct”. The “political correctness” is a privileged dimension, which helps European elites interpret the problem of migration in a political sense, and this is reflected in the monolithic nature of the applied narrative, with which they interpret the phenomenon of migration.