Статья посвящена анализу роли Сетевого Университета ШОС в гуманитарном сотрудничестве Китая и России. Особая роль уделяется современному китайско-российскому гуманитарному сотрудничеству, которое включает в себя не только такие традиционные сферы взаимодействия, как культура и образование, но и здравоохранение, спорт, туризм и которое отвечает потребностям двух государств по структуризации региональной подсистемы международных отношений. В этом ключе автор рассматривает образовательное сотрудничество Китая и России в формате Шанхайской организации сотрудничества и роль Университета ШОС, позволяющий успешно преодолевать различные барьеры на пути региональной интеграции в различных аспектах на пространстве ШОС. Данный анализ осуществляется в контексте теории международных отношений (в первую очередь, в русле неореалистической парадигмы), в категориях системного подхода в науке о международных отношениях, в рамках которого гуманитарное сотрудничество Китая и России рассматривается как целостная система взаимозависимых направлений, определяющих степень реализации взаимных интересов. Особым вкладом автора в исследование проблемы китайско-российского двустороннего сотрудничества в гуманитарной сфере является изучение развития китайско-российских отношений в образовательном сегменте с учетом создания Сетевого Университета Шанхайской организации сотрудничества. По итогам исследования сделан вывод о существенном усилении институционального каркаса двустороннего гуманитарного сотрудничества благодаря учреждению УШОС, а также интенсификации процессов создания единого «образовательного пространства» ШОС, повышающего степень внутриорганизационной интеграции, отвечающий национальным интересам Китая и России.
This article is dedicated to analysis of the role of the Network University of Shanghai Cooperation Organization (SCO). Special attention is given to the current humanitarian cooperation between Russia and China that includes not only the traditional spheres as culture and education, but also healthcare, sport, tourism, as well as meets the demands of both states pertinent to structuring of regional subsystem of international relations. In this context, the author reviews Russian-Chinese cooperation in educational sphere in format of Shanghai Cooperation Organization and the role of University of SCO that allows successfully overcoming different barriers on the path of regional integration within SCO. The author’s special contribution into the research of Russia-China bilateral cooperation in humanitarian sphere lies in studying the evolution of their relations in educational sector with consideration of creation of the Network University of Shanghai Cooperation Organization. A conclusion is made on substantial strengthening of institutional framework of the bilateral humanitarian cooperation due to establishment of the University of Shanghai Cooperation Organization, as well as intensification of the processes of creation of a single “educational space” of SCO that increases the level of corporate integration that caters to the national interests of Russia and China.