Рост популярности российского образования в международном масштабе и возрастающее количество иностранных студентов в российских вузах обусловили интерес к вопросам межэтнического взаимодействия и адаптации к академической среде международно-ориентированного вуза. Цель исследования - провести анализ этнокультурной специфики невербальной коммуникации в процессе интеграции в русскоязычное образовательное пространство представителей различных этносов в международно-ориентированном вузе. Методы исследования определены в соответствии с поставленными задачами и обусловлены его междисциплинарным характером. Для анализа этнокультурной специфики невербальной коммуникации было проведено анкетирование среди иностранных студентов основных факультетов РУДН (46 студентов из ЮАР, 98 студентов из Китая и 46 студентов из Ирана). Проанализировав ответы респондентов, авторы смогли доказать необходимость учета этнокультурной специфики невербального поведения при организации обучения русскому языку как иностранному в многонациональных группах, чтобы создать оптимальные условия для эффективного межкультурного общения. По результатам исследования авторы сделали предположение о том, что невербальное поведение иностранных студентов международно-ориентированного вуза может корректироваться под влиянием образовательного процесса в многонациональных группах при обучении русскому языку на довузовском этапе.
The growth of the Russian education international popularity and the increasing number of foreign students in Russian universities cause the interest to the topic of interethnic interaction and adaptation to the academic environment of an internationally oriented university. Purpose of research is to analyze the ethnocultural specifics of non-verbal communication in the process of the integration into the Russian-speaking educational environment of the representatives of different ethnic groups in an internationally oriented university. Methods are defined according to the research purposes and are caused by the interdisciplinary research character. The analysis of the ethnocultural specifics of non-verbal communication was made. There was conducted a survey among the first-year international students of RUDN University from different faculties, the respondents were the students from SAR (46), China (98) and Iran (46). Results - based on the research results the authors assumed that non-verbal communication of the foreign students of an internationally oriented university can be adjusted under the influence of the educational process in the groups of international students when they learn the Russian language at their pre-university stage.