НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА КАК НОСИТЕЛЬ КОДА РУССКОЙ КАРТИНЫ МИРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РКИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНОСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МЕЖДУНАРОДНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВУЗА

Статья посвящена проблеме обучения русскому языку как иностранному (РКИ) в полиэтничной среде студентов международно-ориентированного вуза. Цель статьи выявить и нивелировать трудности восприятия национальной эстетики как носителя культурного кода русской картины мира в группах студентов полиэтничного состава. Методологическую базу статьи составляют лингвокультурный, семиотический и прагматический лингвистический подходы. Методы исследования включают: метод контент-анализа научной литературы по исследуемой проблематике метод педагогического наблюдения метод анонимного анкетирования метод анализа статистических данных. Авторы статьи предлагают собственную методику обучения РКИ с помощью эстетических языковых паттернов, отражающих русскую национальную картину мира. Авторами статьи проведено эмпирическое исследование в студенческих группах полиэтничного состава, в ходе которого были выявлены трудности восприятия лингвокультурной информации, отражающей эстетический национальный культурный код русского языка. Эксперимент включает три этапа: предварительный, основной и завершающий. По итогам предварительного этапа эксперимента были выявлены трудности в восприятии культурного кода на уровне эстетических ресурсов русского языка. Данные трудности удалось полностью нивелировать с помощью специального коррекционного занятия с подробным разбором коммуникативных ситуаций и речевых формул, содержащих культурный эстетический код. По результатам исследования авторами были сделаны следующие выводы: в полиэтничной среде групп студентов международно-ориентированного вуза необходимо применение комплексного подхода к преподаванию лексики, отражающей эстетический национальный культурный код в русской картине мира.

NATIONAL AESTHETICS AS A CARRIER OF THE RUSSIAN WORLD PICTURE CODE IN THE PROCESS OF TEACHING RUSSIAN AS FOREIGN LANGUAGE FOR REPRESENTATIVES OF VARIOUS ETHNIC GROUPS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF AN INTERNATIONALLY ORIENTED UNIVERSITY

The article is devoted to the problem of teaching Russian as a foreign language in a Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта 17-29-09148. Теория, стратегии 39 multi-ethnic environment among students in an internationally oriented university. The purpose of the article is to identify and level the difficulties of perception of national aesthetics as a carrier of the cultural code of the Russian world view in multi-ethnic groups of students. The articles methodological bases are linguistic, semiotic and pragmatic linguistic approaches. The research methods include: a method of content analysis of scientific literature on the studied issues method of pedagogical observation anonymous survey method statistical analysis method. The authors of the article propose their own methodology of teaching Russian as a foreign language using aesthetic language patterns that reflect the Russian national picture of the world. The authors of the article conducted an empirical study in multi-ethnic student groups, during which difficulties were identified in the perception of linguocultural information that reflects the aesthetic national cultural code of the Russian language. The experiment includes three stages: preliminary, main and final ones. According to the results of the preliminary stage of the experiment, difficulties were revealed in the perception of the cultural code at the level of aesthetic resources in the Russian language. These difficulties were completely leveled with the help of a special correctional lesson with a detailed analysis of communicative situations and speech formulas containing the cultural aesthetic code. Students of the two groups, studying Russian as a foreign language, showed good results according to the results of the main stage of the experiment, during which the studied material was consolidated. Based on the study results, the authors made the following conclusion: in a multi-ethnic student environment of an internationally oriented university, an integrated approach to teaching vocabulary that reflects the aesthetic national cultural code in the Russian picture of the world is necessary.

Номер выпуска
1-2
Язык
Русский
Страницы
38-47
Статус
Опубликовано
Год
2020
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
linguistic culture; cultural code; cultural picture of the world; aesthetic resources of the language; teaching Russian as a foreign language; лингвокультура; культурный код; культурная картина мира; эстетические ресурсы языка; преподавание русского языка как иностранного
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Гераскина Л.А., Шарипов Г.Г., Фонякин А.В., Максимова М.Ю.
Ульяновский медико-биологический журнал. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ульяновский государственный университет". 2020. С. 21-30