В статье проанализировано стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога». Показано, что оно может быть рассмотрено в контексте апофатической традиции, с онтологических позиций, когда реальный комментарий, поиск прототипов героини Нины уходит на второй план или вовсе оказывается непродуктивным. Апофатизм лирического текста связан с мифологемой безвременья, встречи ночи и дня, которую олицетворяет «луна на убывании». Нина метафизически связана с архетипом луны, что в целом характерно для творческой лаборатории поэта. Большое внимание уделяется языковой действительности «Зимней дороги», неопределенному местоимению «что-то», обладающему семантикой невыразимого в поэтическом языке, и фольклорному выражению «загляжусь не наглядясь», представленному в модифицированном виде. Последовательный анализ произведения в разветвленном культурно-историческом контексте с привлечением культурологических методов, связанных с онтогерменевтикой, позволяет пересмотреть его образную систему: Нина выполняет функции идеальной возлюбленной, образ которой станет осевым для русской поэзии периода модернизма. Она является своего рода Софией для лирического героя, пересекающего пространство смерти, холодное зимнее поле. Топос поля в стихотворении Пушкина потенциально связан с «тем светом». Прикоснуться к знаниям ноуменального мира лирический герой может только в момент безвременья, когда с ним никого рядом нет и ямщик молчит, поскольку молчание также выступает, по фольклорным представлениям, атрибутом сферы смерти. Но смерть носит временный характер и связана с космическим перерождением в новом качестве.
The paper analyzes Alexander Pushkin's poem “Winter Road”. It is shown that this poem can be considered in the context of the apocalyptic tradition, from the ontological perspective, when the real commentary, the search for the prototypes of Nina, the heroine the poem, recedes into the background or turns out to be fruitless. The apophaticism of the lyrical text is associated with the mythologem of timelessness, the meeting of night and day, which is personified by the “waning moon”. Nina is metaphysically related to the archetype of the moon, which is generally typical of the poet's creative laboratory. Much attention is given to the linguistic reality of the “Winter Road”, the indefinite pronoun “something” conveying the semantics of the unspeakable in the poetic language, and the folkloric expression “stare without taking my eyes off” presented in a modified form. The consistent analysis of the poem in an extensive cultural and historical context, involving cultural methods related to onto-hermeneutics, makes it possible to revise its figurative system: Nina fulfills the functions of the Ideal Beloved, the image of which will later become axial for Russian poetry of the period of modernism. She is some kind of Sophia for the lyrical hero going through the space of death, a cold winter field. The topos of the field in Pushkin's poem is potentially related to “the other world”. The lyrical hero can get in touch with the knowledge of the noumenal world only at the moment of timelessness, when there is no one beside him and the coachman is silent, because silence also, according to folklore perception, serves as an attribute of the sphere of death. However, death is temporary and is associated with cosmic rebirth in a new capacity.