Национальная аксиология в рассказе И.С. Тургенева "Смерть", или об апофатике русской смерти

В статье анализируется один из рассказов цикла «Записки охотника» - «Смерть». Это произведение привлекало литературоведов с точки зрения проявленности христианской мысли, нравственного идеала итога жизни в творчестве И. С. Тургенева. Проводились параллели с античным наследием, сравнивалось отношение к смерти древних философов и репрезентация встречи с Танатосом в поэтике русского писателя. Однако глубокое знание Тургеневым устного народного творчества позволяет обратиться к русской фольклорной традиции, национальной аксиологии. В русской волшебной сказке герой не боится путешествия в «иное царство» и таким образом удовлетворяет свою духовную потребность - добывает вещую невесту, чудесный предмет, сакральное знание. Анализируя все мортальные эпизоды в рассказе, можно выявить специфический характер образа русской смерти, указать на его апофатизм и амбивалентность: русский человек не боится смерти, не стремится спасти себя, но старается завершить все земные дела и умереть дома. Русскому человеку даже все равно, умрет он или нет. Подобное отношение в онтологическом плане проецируется в рассказе и на прекрасную дубовую рощу, деревья которой погибают после сильных морозов. Понять этот дуализм можно только в контексте национальной аксиологии, прочтения произведения в свете славянских мифофольклорных представлений.

The article analyzes one of the stories in the series “Notes of the hunter” - “Death”. This work attracted literary scholars from the point of view of the manifestation of Christian thought, the moral ideal of the result of life in the work of I. S. Turgenev. Parallels with the ancient heritage were drawn, the attitude to the death of ancient philosophers and the representation of a meeting with Thanatos in the poetics of a Russian writer were compared. However, Turgenev’s deep knowledge of oral folk art allows us to turn to the Russian folk tradition, national axiology. In a Russian fairy tale, the hero is not afraid of traveling to a “different kingdom” and thus satisfies his spiritual need - he obtains a material bride, a wonderful item, sacred knowledge. Analyzing all the mortal episodes in the story, one can identify the specific character of the image of Russian death, point out its apophatism and ambivalence: the Russian person is not afraid of death, does not seek to save himself, but tries to complete all earthly affairs and die at home. Russian people do not even care if he dies or not. A similar ontological attitude is projected in the story into a beautiful oak grove, whose trees die after severe frosts. This dualism can be understood only in the context of national axiology, reading a work in the light of Slavic mythological and folklore concepts.

Авторы
Издательство
Общество с ограниченной ответственностью Аналитика Родис
Номер выпуска
1-1
Язык
Русский
Страницы
117-121
Статус
Опубликовано
Том
10
Год
2020
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
русская традиционная культура; апофатика; русская литература; обряд; фольклор; Тургенев; russian traditional culture; apophatics; RUSSIAN literature; rite; folklore; Turgenev
Цитировать
Поделиться

Другие записи