Статья посвящена становлению и эволюции представлений о культурномландшафте в мировой культурной географии на примере её ведущих зарубежныхшкол. Рассматриваются истоки представлений о культурном ландшафте, даётсяхарактеристика разных исторических этапов формирования и развития культурноландшафтной концепции. Проведён сравнительный анализ ведущих национальныхтрадиций культурно-ландшафтных исследований: немецкой, французской и англоамериканской; характеризуются различные научные и методологические подходы кисследованию культурного ландшафта. Большое внимание уделено переосмыслениюконцепта культурного ландшафта в мировой географической науке в конце ХХ - начале XXI вв. Наиболее отчётливо данная тенденция проявилась в развитии англосаксонской, и прежде всего американской культурной географии; в ней широкое распространение получили образно-символические трактовки культурного ландшафта,его гуманитарно-географические интерпретации, феноменологический подход какспособ работы для выявления и описания смысловых значений между сознанием инаблюдаемыми в культурном ландшафте артефактами. В статье также рассматриваются интердисциплинарные связи между культурной географией и смежными как географическими, так и социогуманитарными науками. Даётся оценка последствий «культурного поворота» в западной географии человека для развитиякультурно-ландшафтных исследований в современной России.
The paper describes the historical background and evolutionary trends of the conceptof cultural landscape in the world cultural geography. The world-wide leading nationalscientific schools of the cultural landscape research are compared; the German, French andAnglo-Saxon (British and American) scientific geographical national traditions are chosenas examples for studies. The cultural turn in the world human geography, its consequencesfor rethinking cultural landscape phenomenon are elucidated; the re-interpretation of thecultural landscape phenomenon was especially evident in British and North-Americancultural geography. The most important geographical patterns of the cultural turnwere manifested in symbolic interpretations of the cultural landscape, concepts of thevernacular regions and vernacular landscape, researching the interconnections betweenlocal communities, cultural landscape and geographical imagination as well as in the widespread of the phenomenological approach in cultural geography. The interdisciplinarylinkages between cultural geography, other geographical and social sciences as well ashumanities are analyzed. The impact of the contemporary cultural turn in human geographyupon the cultural-landscape studies in Russia is evaluated and discussed.