СПОСОБЫ ЭКСПЛИКАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО НАМЕРЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМА-БИБЛЕИЗМА "ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД" (ДИАХРОНИЧЕСКИЙ СРЕЗ)

В статье проанализированы способы экспликации традиционного и широко употребляемого библейского выражения «запретный плод». Исследование построено на диахроническом срезе - от толкования библейского текста до коммуникативного намерения участников диалога в медиапространстве, иллюстрирующего ядерные и периферийные значения. Анализ включает библейские тексты, реализующие архетипическое значение библеизма «запретный плод», в которых он называет древо познания добра и зла. Секуляризированный интерес к виду дерева, на котором росли запретные плоды, мотивирован реалистическим изложением в книге Бытия печальной истории грехопадения первых людей. Научные гипотезы берут свое начало со времен Средневековья, когда художники воссоздавали авторский сюжет вкушения запретного плода. Для религии разновидность плода не имела и не имеет принципиального значения, однако визуализация в произведениях искусства стала стимулом для дальнейшего словоупотребления библеизма с новым семантическим сегментом. Современные медиатексты активно представляют трансформацию библеизма «запретный плод» с разными целями: в рекламных текстах - с прагматической, в информативных, образовательных, идеологических текстах - с когнитивной, в развлекательных - с коммуникативной, снижая духовно-смысловой ценностный регистр современного языка. Поэтому процесс десемантизации и профанизации библейского выражения влечет за собой разрушения национальных стереотипов в миропонимании русского человека.

The article analyzes methods of explication of the traditional and widely used stable biblical expression «forbidden fruit». The study is based on a diachronic section - from the interpretation of the biblical text to the communicative intention of dialogue participants in the media space illustrating nuclear and peripheral meanings. The analysis includes biblical texts that realize the archetypal meaning of the biblical expression «forbidden fruit» in which it is called the tree of knowledge of good and evil. The secularized interest in the kind of tree, on which forbidden fruits grew, is motivated by a realistic presentation of a sad history of the first people’s fall in the Book of Genesis. Scientific hypotheses have their origins since the Middle Ages, when artists recreated the author’s story of eating the forbidden fruit. For religion, the variety of the fruit is not of fundamental importance, however, visualization in the works of art has become an incentive for the further use of the biblical expression with a new semantic segment. Modern media texts actively represent the transformation of the biblical expression «forbidden fruit» for different purposes: in advertising texts for pragmatic one, in informative, educational, ideological texts for cognitive one, in entertaining textsfor communicative one, lowering the spiritual and semantic value register of the modern language. Therefore, the process of desemantization and profanization of the biblical expression results in the destruction of national stereotypes in Russian people’s worldview

Авторы
Ломакина О.В. 1, 2 , Шкуран О.В.3
Издательство
Смоленский государственный университет
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
65-76
Статус
Опубликовано
Год
2020
Организации
  • 1 Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
  • 2 Российский университет дружбы народов
  • 3 Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко
Ключевые слова
антропоцентризм; ядерное и периферийное значение; экспликация; архетип; медиапространство; языковая профанизация; anthropocentrism; nuclear and peripheral meaning; explication; archetype; media space; language profanization
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Дюжева Н.В., Тинькова А.А.
Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Астраханский государственный технический университет". 2020. С. 91-100
Трезубов Е.С., Русакова Е.П.
Вестник Омского университета. Серия: Право. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского". Том 17. 2020. С. 82-93