ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО И ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается проблема ресурсности формирования и эффективной реализации ответственности как системообразующего свойства личности. Показано, что в широком диапазоне средств изучения данного личностного свойства наиболее перспективным является системное исследование в рамках многомерно-функционального подхода А. И. Крупнова и его последователей. В качестве одного из приоритетных стимулов к формированию продуктивности ответственности выступает изучение выраженности различных ее компонентов. Как диагностирующий инструментарий используется методика А. И. Крупнова. Обсуждаются результаты изучения структуры ответственности в выборке, состоящей из лиц юношеского и зрелого возраста, перспективы ее трансформации, лежащие в основе глубоких изменений, способствующих формированию активной, ответственной, целеустремленной личности. Показано, что психологическая структура ответственности сформирована негармонично: превалирование агармонических переменных подавляющего большинства компонентов показывает бесперспективный путь развития личности, несет угрозы ее деформации. Выраженность показателей, препятствующих развитию ответственности как базового системного свойства личности, нацеливает на активизацию внутреннего потенциала человека, его сил и энергии для преодоления собственных страхов и корректировки эмоционально-волевой и содержательно-смысловой сфер личности.

The article is devoted to the problem of resource-based formation and effective implementation of responsibility as a system-forming property of the individual. It is shown that in a wide range of tools for studying this personal property, the most promising is a systematic study within the framework of the multidimensional-functional approach of A. I. Krupnov and his followers. One of the priority incentives for the formation of productivity of responsibility is the study of the expression of its various components. The method of A. I. Krupnov is used as a diagnostic tool. The article describes the results of studying the structure of responsibility in a sample consisting of young and mature people, the prospects for its transformation, which are the basis of deep changes that contribute to the formation of an active, responsible, purposeful personality. It is shown that the psychological structure of responsibility is formed inharmonically: the prevalence of agarmonic variables of the vast majority of components shows a hopeless path of personal development, and carries threats of its deformation. The severity of indicators that hinder the development of responsibility as a basic system property of the individual, aims to activate the internal potential of a person, his strength and energy to overcome their own fears and adjust the emotional-volitional and content-semantic spheres of the personality.

Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
34-40
Статус
Опубликовано
Год
2020
Организации
  • 1 Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина
  • 2 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
responsibility; youth; adulthood; components of responsibility; harmonic and agarmonic variables of responsibility; ответственность; юношеский возраст; зрелый возраст; компоненты ответственности; гармонические и агармонические переменные ответственности
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Дюжева Н.В., Тинькова А.А.
Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Астраханский государственный технический университет". 2020. С. 91-100