В настоящей статье проводится анализ запрета на изменение условий управления наследственным фондом, установленного пунктом 5 статьи 123.20-1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Основной целью статьи является определение положительных и отрицательных сторон наличия данного запрета, с тем чтобы избежать возможных проблем в рамках правоприменения. Отличительной особенностью данной статьи является анализ законодательного запрета на изменение условий управления наследственным фондом методологией экономического анализа права. При этом особое внимание уделяется рассмотрению опыта правоприменения указанного запрета в судебной практике Соединенных Штатов Америки. К основным выводам статьи относится то, что в условиях оппортунистического поведения участников гражданского оборота запрет на изменение условий управления наследственным фондом, в случае изменения экономических и (или) общественных отношений, в условиях формального исполнения требований закона может приводить, в частности, к искажению воли завещателя, что не произошло бы в случае управления фондом в рамках доктрины «cypres» (о соответствии принимаемых решений духу намерений), а также может приводить к неэффективной аллокации ресурсов, ослаблению стимула к накоплению активов наследственного фонда и искусственному сдерживанию создания таких фондов.
This article analyzes the legislative prohibition of changing the terms for the management of inheritance fund, established by item 5 of article 123.20-1 of the Civil Code of the Russian Federation. The main purpose of the article is to identify the positive and negative sides of the mentioned prohibition in order to avoid possible problems in law enforcement. A distinctive feature of this article is the analysis of the legislative prohibition of changing the terms for the management of inheritance fund by the methodology of Law and Economics. Particular attention is paid to the judicial practice of the United States of America. The main conclusions of the article include the assumption that, due to the opportunistic behavior of participants in civil turnover, the legislative prohibition of changing the terms for the management of inheritance fund in the event of changes in economic and (or) social relations can lead, in particular, to the fact that under formal fulfillment of the legal requirements, actual will be distorted that would not happen if the fund was managed in the framework of the cypres doctrine (according to the spirit of the will); can lead to inefficient allocation of resources; can lead to a weakening of the incentive to accumulate assets of the inheritance fund and artificially restrain the establishment of such funds.