Digital Technologies in Teaching and Learning Foreign Languages: Pedagogical Strategies and Teachers' Professional Competence

Research problem: Today's education system must adapt to the digital revolution and use it to best advantage. One of the most critical paths to pursue is to develop digital skills among student teachers. Many Russian researchers have focused on practices of digital technology integration in foreign language teaching, but, few among them have formulated systematic teaching strategies. The aim of the study: To elaborate the pedagogical strategies for developing digital competence among students on the basis of the complex approach and scientific achievements in this field. Research methods: The research is based on the statistics obtained during an online survey among university and school teachers, students. While conducting the interviews additional information appeared and teachers' opinions were specified. The participants included 100 university foreign language teachers as well as 120 students from Central Russia. Results: The analysis revealed how the professors organized their digital learning spaces. Among others, the findings highlighted on which aspects they spent more Internet time, and the factors that limited digital use in class. The analysis of the students' responses revealed some problems in using digital tools while learning a foreign language. The results can be used in developing students' competences and in elaborating syllabus and teaching materials. Conclusions and recommendations. On the basis of recent achievements and collected data, the complex of pedagogical strategies to form digital competence among students during the foreign language learning have been elaborated. With the appropriate pedagogical accompaniment, digital technologies allow the development of student teachers' digital competence to meet the demands of the modern society. Thus, it can increase the efficiency of foreign language teaching and will contribute to students' personal development.

Проблема исследования. Современное образование должно адаптироваться к требованиям времени и использовать преимущества цифровой эволюции. Одним из важнейших направлений реализации этого принципа является последовательное развитие цифровых компетенций будущих учителей. Многие преподаватели-исследователи, работающие в вузах России, посвящают свои исследования конкретным практикам использования цифровых технологий в преподавании иностранных языков (ИЯ). Существенно меньше тех, кто занимается их систематизацией и обоснованием педагогических подходов их реализации. Цель исследования заключается в разработке педагогических стратегий для формирования цифровых компетенций у обучающихся на основе комплексного подхода и с учетом научных результатов и достижений в этой области. Методы исследования. Исследование опирается на статистические данные, полученные в результате онлайн опроса преподавателей педагогических вузов, учителей школ, учащихся. В ходе индивидуальных собеседований была получена дополнительная информация и конкретизированы мнения преподавателей. Было опрошено около 100 преподавателей и 120 студентов вузов Центральной России. Анализ полученных результатов позволил понять, как организовано цифровое пространство преподавателей ИЯ, каким аспектам они уделяют больше времени, работая в Интернете; выявлены причины, ограничивающие использование цифровых технологий на занятиях, личное мнение участников опроса об уровне их цифровых навыков и др. Анализ ответов учащихся обнаружил их отношение к использованию цифровых технологий в изучении ИЯ, способы их работы с цифровыми носителями на занятиях, алгоритмы поиска информации и т. д. Результаты исследования. С учётом полученных данных, а также на основе последних научных достижений для проведения занятий по иностранному языку был разработан комплекс педагогических стратегий, которые могут быть использованы для формирования цифровых компетенций учащихся и при составлении учебных программ и учебно-методических комплексов. Обсуждение. При условии грамотного педагогического сопровождения информационные технологии позволят сформировать цифровую компетенцию будущих учителей в соответствии с запросами современного общества, что повысит эффективность преподавания и изучения иностранных языков в цифровую эпоху и будет способствовать личностному росту учащихся.

Авторы
Karsenti Thierry1 , Kozarenko O.M. 2 , Skakunova V.A.3
Издательство
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Номер выпуска
3
Язык
Английский
Страницы
76-88
Статус
Опубликовано
Том
15
Год
2020
Организации
  • 1 University of Montreal
  • 2 Russian Peoples Friendship University
  • 3 Lomonosov Moscow State University
Ключевые слова
преподавание иностранного языка; цифровые компетенции; педагогическое сопровождение; информационные технологии; foreign language teaching; digital competences; pedagogical accompaniment; information technologies
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Nikolskii A.A., Vanisova E.A.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 28. 2020. С. 75-81
Бормотова Т.М., Зорин В.Ю., Михайлова Н.В.
Этносоциум и межнациональная культура. Автономноя некоммерческая организация Международное издание "Этносоциум и межнациональная культура". 2020. С. 117-120