Анализируются проблемы внедрения инклюзии в российскую систему высшего образования. Показано, что традиционная система образования не всегда справляется с внедрением инноваций, которые позволяли бы успешно адаптироваться к быстроизменяющимся условиям жизни и трудовой деятельности. Особые сложности возникали с решением задачи обеспечения доступности образования для инвалидов и людей с ОВЗ. Реформирование российской системы образования было, в частности, направлено и на то, чтобы обеспечить им доступ к высшему профессиональному образованию без дискриминации. Перемены в понимании роли и функции образования в обществе стали отражением смены его ориентиров в направлении оценки значения личностных качеств человека, когда самореализация личности становится основной целью социального развития. С принятием нового закона «Об образовании» стало активно развиваться инклюзивное образование, призванное более полно учитывать своеобразие образовательных потребностей людей с ОВЗ. Это, в свою очередь, открывает большие перспективы для их полноценной самореализации и более успешной последующей социальной адаптации. Авторы полагают, что в современном обществе инклюзивное образование в российских вузах становится эффективным фактором социализации людей с ОВЗ: оно позволяет значительной части молодых людей лучше адаптироваться к быстроменяющимся условиям жизни и трудовой деятельности.
Analyzed are problems of introducing inclusion in Russian higher educational system. It is shown, that traditional educational system does not always cope with innovations that would allow young people successfully adapt to rapidly changing conditions of life and work. In this case, special difficulties arose with ensuring access to education for disabled people and people with disabilities. In particular, reform of Russian educational system was aimed at providing them with access to higher professional education without discrimination. Changes in understanding of the role and functions of education in society had reflected refocusing of evaluation of one’s personal qualities, when self-fulfilment for individuals is the main goal of social development. With adoption of the new law “On Education”, inclusive education designed to take into greater consideration specific educational needs of people with disabilities has been actively developed. This, in turn, holds great promise for their full self-realization and successful social adaptation. The authors consider, that in modern society inclusive education in Russian universities is becoming an effective factor in socialization of people with disabilities.