Новейшая фаза глобализации и глобально-кризисные процессы актуализируют и обостряют проблематику экономического суверенитета национальных государств. Механизмы его обеспечения и защиты закрепляются в страновых законодательных системах и в их конституционных основаниях. Исходя из этого, автор статьи, во-первых, характеризует редко освещаемые в отечественной литературе конституционно-правовые механизмы, апробированные в том зарубежном опыте, который представляется поучительным для России. Причем уроки предлагается извлекать и из негативных элементов этого опыта: конституционные акты, бывает, запаздывают и либо недостаточно защищают отдельные составляющие экономического суверенитета (например, в научной, промышленно-технологической и информационной сферах), либо защищают их лишь от «классических» угроз, не отражая новые вызовы (это касается, в частности, обеспечения ресурсно-энергетического и финансового суверенитетов). Во-вторых - предлагает придать анализу проблематики экономического суверенитета (как и смежной с ней проблематики экономической безопасности) междисциплинарный характер и выступает за развитие имеющихся и научных направлений, интегрирующих экономические и юридические исследования.
The latest phase of globalization and global crisis processes actualize and exacerbate the problem of economic sovereignty of national States. Mechanisms for its provision and protection are enshrined in country legislative systems and their constitutional components. Based on this, the author of the article, first of all , characterizes the constitutional and legal mechanisms that are rarely covered in the domestic literature, tested in the foreign experience that is instructive for Russia. Moreover, it is proposed to draw lessons from the negative elements of this experience: constitutional acts are sometimes late and either do not sufficiently protect certain elements of economic sovereignty (for example, in the scientific, industrial, technological and information spheres), or protect them only from «classic» threats, without reflecting new challenges (this applies, in particular, to ensuring resource-energy and financial sovereignty). Secondly , it proposes to make the analysis of economic sovereignty issues (as well as related issues of economic security) interdisciplinary and advocates the development of scientific areas that integrate economic and legal knowledge.