Диалектика А.Ф. Лосева и феноменология

В статье анализируется формирование А.Ф. Лосевым диалектического метода сквозь призму критики феноменологии Э. Гуссерля, претендующей на универсализм. В целом отечественный мыслитель выделяет и поэтапно анализирует три метода: феноменологический, трансцендентальный и диалектический. Последний он рассматривает как завершающий и целостный, включающий в себя предшествующие как свои ступени. Он использует платоническое понимание эйдоса и трактовки диалектики, видимо, стремясь избежать гегелевского формализма. С одной стороны, Лосев признает значимость феноменологического метода Гуссерля как базового, с другой, не соглашается останавливаться на нем, диалектически осмысляя понятие эйдоса. Отмечается, что Хайдеггер претерпел схожую эволюцию (у Лосева она проходила логически, у Хайдеггера - исторически, или биографически): от феноменологии он переходит к фундаментальной онтологии и герменевтике. Указывается на превращение феноменологии сегодня во всеобъемлющий метод, охватывающий различные науки, включая философскую антропологию. Лосев, применяя диалектику как к толкованию христианского догмата, так и к анализу исихастского духовного опыта, также выходит на проблемы философской антропологии.

The article analyzes the forming of dialectic method by Aleksei Losev through the prism of critics of Edmund Husserl’s phenomenology that claims to be universal. On the whole, the Russian thinker identifies and phasedly analyzes three methods: the phenomenological, transcendental, and dialectical. He considers the latter as complete and holistic, including the previous ones as its steps. He uses a platonic understanding of eidos and the interpretation of dialectics, apparently trying to avoid the Hegelian formalism. On the one hand, Losev accepts the significance of Husserl’s phenomenological method as basic, on the other he does not agree to remain on it, dialectically interpreting the concept of eidos. It is noted that Heidegger went through analogous evolution (Losev - logically, Heidegger - historically (biographically)) moving from phenomenology to fundamental ontology and hermeneutics. The transformation of phenomenology into a comprehensive method covering various sciences, including philosophical anthropology, is noted today. Losev also applies dialectics both to the interpretation of Christian dogma and to the analysis of the hesychast spiritual experience and addresses the problems of philosophical anthropology.

Авторы
НИЖНИКОВ С.А. 1 , Голович Радое2
Издательство
Izdatel'stvo Nauka
Номер выпуска
6
Язык
Русский
Страницы
116-125
Статус
Опубликовано
Год
2020
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 Черногорский университет
Ключевые слова
диалектика; герменевтика; аристотелизм; платонизм; трансцендентализм; феноменология; философская антропология; фундаментальная онтология; эйдос; dialectics; hermeneutics; Aristotelianism; platonism; transcendentalism; phenomenology; philosophical anthropology; fundamental ontology; eidos
Цитировать
Поделиться

Другие записи