Высшее образование в КНР: институты и механизмы государственного и партийного управления

Система высшего образования Китая в последнее время достигла значимых результатов, в связи с чем представляется актуальным исследование институтов и некоторых базовых механизмов ее государственного и партийного управления. Цель статьи - определить институты государственного и партийного управления системой высшего образования КНР и охарактеризовать его основные механизмы. Основной метод исследования - анализ открытых источников данных, в частности, документов в области развития системы высшего образования Китая (законы, государственные программы, проекты и планы) и результатов исследований российских и китайских ученых. Институты управления высшим образованием КНР определены как единая система сращения государственных и партийных органов: центрального и местного партийного руководства и управления партийных организаций центральных и местных государственных органов и первичных организаций партии (КПК) с государственными центральными и местными органами исполнительной власти. К институтам партийного управления относятся: центральные руководящие исполнительные органы КПК (ЦК КПК) и местные исполнительные партийные комитеты, партийные организации центральных и местных государственных органов и первичных партийных комитетов вузов. Институты государственного управления - центральные исполнительные органы (Госсовет КНР, включающий Министерство образования и другие структуры Госсовета, управляющие вузами) и местные органы исполнительной власти (народные правительства, включающие департаменты образования провинций и автономных районов, а также комитеты образования городов центрального подчинения). Основными механизмами, определяющими порядок деятельности органов государственной и партийной власти по управлению системой высшего образования, выступают разработка и реализация специальных проектов и планов. В статье рассмотрены пять базовых планов развития высшего образования Китая, показаны их специфические особенности.

The higher education of China has achieved significant results in recent years. Therefore, it is important to study management of this system and basic mechanisms used by the party and state institutions. The article is based on the analysis of open data sources, including official documents on the development of the higher education (laws, national programs, projects and plans), and the results of the Russian and Chinese scientific research. The authors consider state and party institutions as a unified system of the education system management: central and local party institutions, party organizations of the central and local government and primary organizations of the party (CPC), central and local executive authorities of the state. Party institutions of the higher education management include executive bodies of the CPC and the local provincial party committees, party organizations of the central and local governments (Ministry of Education and other State Council's structures, local people's governments) and primary party committees of universities. State administrative bodies in the higher education include central (State Council of the PRC including Ministry of Education and other institutions) and local administrative bodies (local people's governments, including education committees of provinces, autonomous regions and municipalities under the central government). The main mechanism that determines activities of the party bodies and the state university management system consists of special projects and plans. The authors present five main plans for the development of the higher education system in China and identify their features and goals.

Авторы
Гурулева Т.Л.1, 2 , Бин Ван 3
Издательство
Российский университет дружбы народов
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
636-654
Статус
Опубликовано
Том
20
Год
2020
Организации
  • 1 Институт Дальнего Востока РАН
  • 2 Военный университет Министерства обороны РФ
  • 3 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
higher education system in China; institutions and mechanisms of the higher education management; Project “Two First-Class”; Plan 2.0 “Six Excellent, One Outstanding”; Plan “Double Ten Thousand”; “Emergency Plan” of the innovative entrepreneurial education reform; система высшего образования КНР; институты и механизмы управления высшим образованием Китая; проект "два первоклассных"; план 2.0 "шесть превосходных, один выдающийся"; план "два десятитысячных"; "экстренный план" реформы инновационного предпринимательского образования
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Нарбут Н.П., Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Российский университет дружбы народов. Том 20. 2020. С. 611-621