В статье представлены средства, для обучения эффективному взаимодействию, в частности, развития красивой, правильно построенной речи и внятной дикции. Авторы указывают, как использование различных упражнений (упражнений на правильность и скорость произношения трудных сочетаний звуков; упражнений на развитие умения одновременно говорить и выполнять физические упражнения; упражнений на развитие «полетности» голоса; упражнений на тренировку быстрого произношения с одновременным движением; упражнений на отработку темпа речи; упражнений на отработку правильности произношения стихотворных форм; произношение интонационных скороговорок; упражнений на выражение эмоциональных состояний; упражнений на изменение высоты голоса (расширения его диапазона); упражнений на соотнесение интонации и смысла предложения; упражнений на четкость произношения звука «р» способствует снижению уровня ригидности у студентов и повышению эффективности взаимодействия.