Статья посвящена актуальной проблеме - управлению отклонениями в проектах. Раскрывается сущность термина «отклонения», под которыми понимается несовпадение фактических и плановых показателей и причины этих несовпадений, а также методы и технологии (exceptions management), позволяющие справляться с такими ситуациями в проекте с минимальными потерями. Показано, что управление отклонениями - это не только управление рисками, но и качественное управление проблемами и изменениями. Раскрыта приоритетность решения проблем на основе матрицы приоритетов, приведены классификация изменений с точки зрения тяжести последствий, основные стратегии управления изменениями, а также методы эффективного управления проектными отклонениями.
This article is devoted to actual problem - exceptions management. Article exposes the essence of the term exceptions, which means not only deviations between actual and forecasted project parameters, but also key reasons for these deviations and methods and technologies (exceptions management) which allow to cope with aforementioned situations with minimum losses. The idea of the article is to show that exceptions management includes not only risk management, but also problem management and changes management. The author outlined the priority of problems solving based on the priority matrix, classified the changes in the project (based on the difficultness level of such changes) and main strategies of changes management and overall effective exceptions management.