Приведены результаты исследовательской работы по изучению состояния здоровья и психофизического развития учащихся школ г. Москвы в условиях разного уровня техногенного загрязнения окружающей среды. По выборке 415 учащихся выявлено, что наиболее выраженный негативный эффект повышенного антропогенного загрязнения окружающей среды на формирование физического развития учащихся проявляется в изменение показателей функции внешнего дыхания (ЖЕЛ). Результаты анализа гемодинамических показателей у обследованных школьников показали негативное влияние техногенного загрязнения атмосферного воздуха на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы как одной из ведущих физиологических систем адаптации. Отмечено, что в ходе функциональной пробы дистонический и гипотонический типы реакции сердечно-сосудистой системы чаще возникал у школьниц экологически неблагополучного округа Москвы (Юго-Восточного).
Research work on studying a state of health and psychophysical development of schoolboys of Moscow in the conditions of different level of technogenic environmental pollution is carried out. On selection of 415 pupils it is revealed that the most expressed negative effect of the increased anthropogenesis environmental pollution is shown in change of indicators of function of external breath. Results of the analysis of hemodynamic indicators of the schoolboys showed negative influence of technogenic pollution of atmospheric air on a functional condition of cardiovascular system as one of leading physiological systems of adaptation. It is noted that during functional test diastonic and hypotonic types of reaction of cardiovascular system arose at schoolgirls of ecologically unsuccessful district of Moscow (South-East) more often.