Статья посвящена роли знаков-символов в художественном мире Виктора Пелевина на примере знаков идентичности главных героев романов «Омон Ра», «Generation „П“», «Числа» (из сборника «ДПП (нн)»). В семиотической системе автора выявляются группы знаков-деталей, знаков-личностей, знаков-векторов, знаков-чисел. Для каждого из романов указываются наиболее важные знаки-символы, а также демонстрируется, как их сочетание способствует раскрытию авторского замысла. Если в романе «Омон Ра» с помощью символов внутреннего пространства автор показывает духовное развитие героя, а в «Generation „П“» преобладание среди знаков идентичности символов материального достатка свидетельствует о деградации, то в «Числах» абсолютизация значения чисел в судьбе героя характеризует его стагнацию.
This article is dedicated to the role of signs-symbols in Victor Pelevin’s artistic world by examples of the signs of identity of the main heroes in the novels «Omon Ra», «Babylon» (aka «Generation “П”»), «Numbers» (a part of «DTP (NN)»). In the author’s semiotic system are allocated groups of signs-parts, signs-personalities, signs-vectors, signs-numbers. For each of the novels the article determines the most important signs-symbols, and also demonstrates how they help to reveal the author's intention. In conclusion it is noted, that the nature of Pelevin’s signs-symbols determines the evolution («Omon Ra»), degradation («Babylon») or stagnation («Numbers») of the hero.