Гуманитарии в "негуманитарном" мире (к положению наук о человеке, культуре и обществе в современной России

В статье предпринята попытка описания ситуации, характеризующей положение социальных и гуманитарных наук в современном российском обществе. Рассматривается вопрос об отношении к носителям «гуманитарной учености» в общественном сознании различных эпох, статусе «гуманитариев» в конкретных, постоянно изменяющихся социально-исторических контекстах. Высвечиваются мотивы противостояния «специфически гуманитарного» и «инструментально-технократического» культурных паттернов, формирующих (легитимирующих) несходные модели мироориентации и стратегии социальных практик.

The humanities scholars in the "non-humanitarian" world (the status of social sciences and humanities in contemporary Russia)

The axis of the publication is the endeavor involving the description of the situation pertaining to the status of social sciences and humanities in the contemporary Russian society. The author challenges the reader to the examination of the issue of the attitude to the bearers of «humanities scholarship» within the public consciousness of various epochs, the status of humanities scholars in the specific social and historical contexts enduring persistent transformations. The reasons for the opposition between the cultural pattern «pertaining specifically to the humanities» and the «instrumental and technocratic» one giving rise to (legitimizing) contrasting modes of world outlook and social practice strategies are highlighted.

Издательство
Российский университет дружбы народов
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
92-106
Статус
Опубликовано
Год
2009
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
социальные и гуманитарные науки; социальный базис науки в традиционных и современных обществах; имидж естественных и гуманитарных наук в массовом сознании; технократизм и его ценностные установки; история советской повседневности; идеологизация обществознания; социально-гуманитарный компонент в структуре среднего образования; отношения науки и государства; ресентимент; гендерное измерение оппозиции «гуманитарий-технократ»; перспективы развития российских социально-гуманитарных наук в постперестроечный период; дисциплинарный сепаратизм; гуманитарный «квазиренессанс»; преодоление отставания и догоняющее развитие; освоение собственной национальной научной традиции; консолидация интеллектуальных сил; social sciences and humanities; social and pertaining to humanities component in the structure of secondary education; relationships between science and state; ressentiment; gender dimension of the «humanities scholar — technocrat» opposition; the prospects for the development of Russian social sciences and humanities in the aftermath of the perestroika; disciplinary separatism; humanitarian «quasi-Renaissance»; backwardness overcoming and overtaking development; the development of the true national cultural tradition; consolidation of brain-power; the social basis of science in traditional and contemporary societies; the image of natural sciences and humanities in the public consciousness; technocracy and its system of values; social science ideologizing; the history of Soviet everyday life
Цитировать
Поделиться

Другие записи