Статья является логическим продолжением социологической разработки проблематики страхов, первые результаты которой были опубликованы в предыдущем номере журнала. Авторы кратко суммируют основные форматы концептуализации и эмпирической интерпретации понятий «ценностные ориентации» и «страхи», детально прописанные ранее, и показывают, как данные понятия могут использоваться в репрезентативных социологических опросах для идентификации смысложизненных ценностей и поведенческих паттернов респондентов через коллективные представления о рутинизированных страхах и оптимальных стратегиях преодоления социально и психологически дискомфортных ситуаций. По материалам эмпирического исследования, реализованного методом анкетирования на студенческой выборке в Российском университете дружбы народов, предложен формат операционализации проблематики страхов посредством включения в опросный инструментарий следующих блоков вопросов: о смысложизненных приоритетах студенчества; о репертуаре страхов современного молодого человека; об общем уровне тревожности и стратегиях преодоления дискомфортных состояний и др. (причем распределение ответов на вопросы каждого блока можно рассматривать в свете социально-демографических и иных различий). Результаты исследования, в частности, показали, что у студентов доминирует страх потерять своих близких, обусловленный осознанием внушительного числа социальных угроз как актуальных; что практически каждый второй оценивает свое основное эмоциональное состояние как беспокойное и тревожное, но редко придерживается определенной поведенческой стратегии преодоления дискомфортной ситуации, хотя в случае сильного страха обращается за советом/поддержкой/утешением к ближнему социальному кругу.
The article presents the second part of the sociological study of fears, the first results of which were published in the previous issue of the journal. The authors briefly summarize the major formats of the conceptualization and empirical interpretation of the concepts ‘value orientations’ and ‘fears’, described in detail previously, and show how they can be used in representative sociological surveys to identify the fundamental values and behavioral patterns through the respondents’ fears and routinized optimal strategies to overcome socially and psychologically uncomfortable situations. On the results of the survey conducted in the Peoples’ Friendship University of Russia the authors propose to ‘measure’ fears by the following sets of questions: students’ life priorities; the repertoire of fears of a young person; the general level of anxiety and strategies to overcome uncomfortable situations, etc. (and the distribution of answers to the questions in each set can be analyzed in the light of socio-demographic and other differences). The results of the study, in particular, showed that the students dominant fear is the fear to lose their loved ones due to the impressive number of social risks that are considered as actual threats. Almost every second respondent evaluates his emotional state as restless and anxious, but seldom follows a specific behavioral strategy to overcome an uncomfortable situation although in the case of a strong fear he would ask his closest people for advice and support.