Статья посвящена рассмотрению одной из наиболее острых и трудноразрешимых проблем современности - церковному расколу на Украине, спровоцированному предоставлением т.н. УПЦ «автокефалии» со стороны Константинопольского патриархата. Для простых верующих на Украине уже 25 лет само слово «автокефалия» ассоциируется с расколом, ведь все это время о ней говорили так называемый Киевский патриархат и националисты. Если обратиться к истории вопроса, то становится очевидно, что нынешняя практика рукотворного раскола РПЦ извне отнюдь не нова. В 20-х годах прошлого века Константинополь активно поддерживал обновленческую «Живую церковь», которая была создана при участии большевистского правительства и пыталась устранить законно избранного патриарха Тихона. Затем последовало дарование автокефалии Польской церкви и установление Константинополем своей юрисдикции в Прибалтике и Финляндии - по сценарию, который нынешний Вселенский патриарх Варфоломей пытается реализовать на Украине. В 1993 г. при поддержке властей страны Константинопольский патриархат предоставил раскольничьей Эстонской апостольской православной церкви (ЭАПЦ) права автономной юрисдикции в своем составе. При этом епархии ЭАПЦ сейчас насчитывают около 7 тыс. верующих, тогда как Эстонская православная церковь Московского патриархата - около 100 тыс. Теперь в Эстонии существуют две параллельные канонические юрисдикции, между которыми нет общения. Особенность нынешнего положения дел заключается в том, что на Украине в текущий момент гармонично сошлись интересы трех заинтересованных сторон. Во-первых - режима Порошенко, для которого это возможность повысить рейтинг или даже создать такую «горячую» ситуацию в стране, когда можно будет перенести выборы. С другой стороны - интересы наших «западных партнеров», которые таким образом наносят еще один удар по России, и решение прикладной задачи - разрыв духовной связи с Украиной, уничтожение последней «духовной скрепы». Наконец, интересы Фанара, который весь XX век и начало XXI века строит подобие восточного папства внутри православного мира и пытается трансформировать первенство чести патриарха Константинопольского в первенство власти. С применением методологии исторической и политической наук (историко-аналитический метод, метод политического анализа и метод системного анализа), авторы постараются дать характеристику процессам, происходящим сегодня на религиозной почве на Украине.