В статье анализируются содержание и организация преподавания русского языка в странах Западной Европы, определяются основные направления методического сопровождения этого процесса. Выявляются профили обучения русскому языку, наиболее востребованные в западноевропейских странах. Материалы аналитических докладов, отчетов Россотрудничества, изученные автором, свидетельствуют об актуальности курсового, дошкольнго, школьного, дистанционного профилей обучения РЯ. В статье характеризуется содержательная и организационная специфика каждого из этих профилей в образовательном пространстве Западной Европы. На основе анкетирования, опросов, бесед с педагогами-филологами и организаторами учебного процесса устанавливаются основные проблемы в сфере преподавания русского языка, типичные для образовательного пространства этого региона: отсутствие андрагогических моделей обучения РЯ; учебников, соответствующих региональным и страновым особенностям образовательной среды и типологическим характеристикам основных категорий зарубежных обучающихся; старение педагогических кадров и т.д. В статье также определены основные направления методического сопровождения преподавания русского языка в западноевропейских странах: разработка современных лингвометодических моделей обучения РЯ взрослых; РЯ как второму, третьему, четвертому иностранному; как второму родному. Автор обосновывает эффективность сетевого учебного ресурсного центра как нового средства обучения русскому языку. Материалы сетевого центра а) структурируются по аспектам и уровням владения РЯ; б) интегрируют ресурсы лингвокультурологического, лингвострановедческого, страноведческого характера, что позволит расширить естественную русскоязычную среду. Автор также предлагает актуальные направления повышения квалификации зарубежных преподавателей русского языка, а также возможные мероприятия по привлечению в профессию молодых преподавателей.