В работе на основе открытых источников дается описание в самых общих чертах состояния и специфики в отношениях деятельности местных органов власти (муниципалитетов)и граждан в малых исторических городах Российской Федерации. В центре внимания анализ тех идей, предложений, которые формулируются на федеральном уровне, закрепляются в государственных документах и решениях, воплощаются на местном уровне и в делах местных органов власти и граждан. Предпринята попытка описания конфликта двух моделей: а) сохранения историко-культурного наследия и б) управления объектами культурного наследия, в том числе и его развития, как отдельного направления. И превращение исторических поселений из механизма исключительного ограничения жизнедеятельности в инструмент развития. Авторы приходят к убеждению, что с политической точки зрения и с позиции сугубо прагматической оправданными и первичными должны стать отношения по развитию и приумножению базовых основ жизнеустроения исторических городов и поселений. И не в абстрактно-формальном, а конкретно-политическом и общественном смысле такой выбор и такая стратегия сравнительно ближе к тому, чтобы объяснить новый этап накопления опыта муниципалитетами и гражданами для конвертации его в постепенное и уверенное продвижение к повышению качества жизни в провинции. Нынешним и новым муниципалитетам и их руководителям, жителям исторически значимых территорий понадобятся все приемы и методы, созданные прошлой эпохой, и еще какие-то дополнительные для того, чтобы охватить новые формы жизни в местах их пребывания. И в этом не стоит видеть эклектики в политике и политическом управлении. Единство политического творчества дается активным мироощущением и действиями.
The work on the basis of open sources describes in the most General terms the state and specifics in the relations of the activities of local authorities (municipalities) and citizens in small historical cities of the Russian Federation. The focus is on the analysis of the ideas and proposals that are formulated at the Federal level, enshrined in state documents and decisions, implemented at the local level and in the Affairs of local authorities and citizens. An attempt is made to describe the conflict of two models: a) preservation of historical and cultural heritage and b) management of cultural heritage objects, including its development, as a separate direction. And the transformation of historical settlements from a mechanism of exclusive restriction of life into an instrument of development. The authors are convinced that from a political point of view and from a purely pragmatic position, the relations on the development and multiplication of the basic foundations of the life of historical cities and settlements should be justified and primary. And not in an abstract formal sense, but in a concrete political and social sense, such a choice and such a strategy is relatively closer to explaining the new stage of accumulation of experience by municipalities and citizens in order to convert it into a gradual and steady progress towards improving the quality of life in the province. Current and new municipalities and their leaders, residents of historically significant territories will need all the techniques and methods created by the past era, and some additional ones in order to cover new forms of life in their places of residence. And this is not to be seen as eclectic in politics and political governance. Unity of political creativity is given by active attitude and actions.