"Это не искусство": М. Фуко в поисках новых граней художественной семантики

Автор исследует вопрос о соотношении означающего и означаемого в изображении предмета искусства. В основе анализа лежит репликация двух произведения М. Фуко, посвященных живописи: «Это не трубка» и «Живопись Мане». Демонстрируется, что критическая методология М. Фуко содержит в себе элементы феноменологического исследования («феноменологической археологии»), поскольку критика обращена не только к самому предмету, но и включает автора и зрителя в контекст, образуя широкую палитру более глубинных смыслов и структурных связей, обусловленных интерсубъективностью. Отмечаются особенности метода М. Фуко: особая интерпретация соотношения изображенных предметов и текста, образов, форм, текста и контекста, текста и образа изображаемого. В художественных работах Э. Мане и Р. Магритта М. Фуко стремится разгадать возможное высказывание, поэтому целесообразно говорить об особой эстетической семантике в его подходе. Также в статье ставится вопрос о возможности применения такого рода феноменологической (семиотической) эстетической критики к предметам восточного искусства.

“This is not an art”: Michel Foucault and new edges of semantics in art

The paper deals with the issue of references between signifier and signified in the image of the art’s object. The analysis is based on the replication of two works by M. Foucault dedicated to painting: “This is Not a Pipe” and “Painting by Manet”.It is demonstrated that M. Foucault’s critical methodology contains elements of a phenomenological study (“phenomenological archeology”), since the criticism is directed not only at the object itself, but includes the author and the viewer (audience) in the given context forminga diversity meanings and structural connections caused by the intersubjectivity.The author notes features of the M. Foucault’s method: a special interpretation for the correlation of depicted objects and text, images, forms, text and context, text and an image of the portrayed. In the artworks of E. Manet and R. Magritte M. Foucault seeks to unravel the possible utterance, therefore it makes sense to talk about the special aesthetic semantics in hisapproach. The question of applying this phenomenological (semiotic) aesthetic criticism towards subjects of the oriental art is also discussed in the paper.

Авторы
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
54-65
Статус
Опубликовано
Год
2019
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
искусство; художественное творчество; семантика; феноменология; эстетика; art; artwork; semantics; phenomenology; aesthetics
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Коробова О.С., Михина Т.В., Умнов В.А.
Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный гуманитарный университет. 2019. С. 75-92