В статье анализируется вероятность осуществления прогнозов о возможной трансформации Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС) как межгосударственного стратегического партнёрства в военно-политическом блоке. По результатам мониторинга международных правовых аспектов и анализа военных учений стран-членов ШОС определены особенности их военного сотрудничества, тенденции в развитии военного сегмента этой региональной международной организации, перспективы ее военно-политической трансформации. Предложены рекомендации относительно учета указанных факторов в военном и военно-техническом сотрудничестве (ВТС) России со странами-членами ШОС. Военное сотрудничество России, Китая и стран Центральной Азии в рамках ШОС в течение последних пяти лет стало существенным фактором, влияющим на военно-политическую обстановку в регионе, и индикатором имеющихся межгосударственных противоречий. Нельзя полностью исключать того, что в случае осложнения военно-политической обстановки в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в ЦА проведение военных учений «Мирная миссия», которые являются традиционными, может стать катализатором усиления военного компонента системы коллективной безопасности ШОС. На официальном уровне руководство России и Китая заявляют, что ШОС не является и не будет военно-политическим блоком. Соответственно, это позволяет привлекать к сотрудничеству с ШОС другие страны, в том числе имеющие нейтральный статус и даже противоположные интересы в военно-политической сфере.
The article analyzes the probability of implementation of forecasts in the possible transformation of the Shanghai cooperation organization (hereinafter-SCO) as Interstate relations of strategic partnership in the military-political bloc. Based on the results of monitoring of international legal aspects and analysis of military exercises of the Shanghai cooperation organization (SCO) member States, the features of their military cooperation, trends in the development of the military segment of this regional international collective security organization, the prospects for its military-political transformation are determined. Recommendations on the consideration of these factors in the military and military-technical cooperation (PTS) of Russia with the SCO member States are proposed. Military cooperation between Russia, China and the Central Asian countries within the SCO over the past five years has become a significant factor influencing the military and political situation in the region, and an indicator of existing interstate contradictions. It cannot be completely ruled out that in the event of a complication of the VPO in the APR and in Central Asia, the holding of military exercises “Peace mission”, which are traditional, can become a catalyst for strengthening the military component of the SCO collective security system. At the official level, the leadership of Russia and China States that the SCO is not and will not be a military-political bloc. Accordingly, this makes it possible to involve other countries in cooperation with the SCO, including those with neutral status and even opposing interests in the military and political sphere.