В поисках утраченной грации: Генрих фон Клейст и Томас Манн

В данной статье рассматривается вопрос о влиянии эстетических идей и образного языка эссе Г. фон Клейста «О театре марионеток» на раннее творчество Т. Манна, который возникает в связи с тем, что рассматриваемое в эссе Клейста отрицательное отношение рефлексии и грации созвучно проблеме соотношения познания и творчества, неотступно занимавшей Т. Манна в течение всей его жизни. Впервые опубликованное в 1810 г., эссе «О театре марионеток» осталось неоцененным и практически незамеченным. Тем неожиданнее и вместе с тем показательнее представляется всплеск интереса к этому небольшому прозаическому тексту в начале XX в. Образы, идеи, метафизика эссе находят отражение в творчестве Р. Рильке, Г. фон Гофмансталя, Г. Гауптмана, Т. Манна. Используя метод сопоставительного анализа, автор статьи показывает, что ряд повторяющихся в ранних новеллах Т. Манна образов и мотивов: неуверенность и неуклюжесть одних и беззаботная грациозность других персонажей, тщетность и смехотворность подражания идеальному образцу, - являются наглядным воплощением основной метафизической идеи эссе Клейста о разрушающем действии сознания на грацию. Это позволяет прийти к заключению, что противоположные, даже враждебные друг другу понятия, какими у Т. Манна являются дух, познание с одной и жизнь с другой стороны, сопоставимы с понятиями рефлексии и грации у Клейста, а захватывающему метафизическому выводу эссе о необходимости повторного вкушения от древа познания соответствует стремление манновских героев-художников вновь обрести наивность и непринужденность.

In the Search for the Lost Gracefulness: Heinrich von Kleist and Thomas Mann

The article discusses the influence of aesthetical ideas and figurative language of Heinrich von Kleist's essay 'On the Marionette Theatre' on the early writings of Thomas Mann. The denial of reflection and gracefulness described in Kleist's essay is similar to the problem of the cognition and creativity relation that had been brought by Thomas Mann throughout his life. Published in 1810, the essay 'On the Marionette Theatre' was left unnoticed but in the early XXth century it experienced the burst of interest. The images, ideas and metaphysics of the essay were reflected in Rainer Rilker's, Hugo von Hofmannsthal's, Gerhart Hauptmann's and Thomas Mann's writings. By using the comparison method, the author of the article demonstrates that a series of motifs and images repeated in the early short stories by Thomas Mann (clumsiness of some heroes and careless gracefulness of others, vain and funny attempts to imitate the ideal image) are a bright example of the main metaphysical idea of Kleist's essay about the destructive influence of the mind on gracefulness. This allows to conclude that Thomas Mann's opposing concepts of spirit and cognition on the one side and true life on the other side are similar to the concepts of reflection and gracefulness described by Kleist. Kleist's inspiring conclusion about the need to 'again taste the tree of knowledge' is similar to the aspiration of Mann's heroes, artists, to again become 'naive and sentimental'.

Авторы
Журнал
Издательство
Общество с ограниченной ответственностью "НБ-Медиа"
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
34-42
Статус
Опубликовано
Год
2019
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
немецкая литература; литературные влияния; Томас Манн; Генрих фон Клейст; Наивное и сентиментальное; рефлексия; художник и творчество; О театре марионеток; Тонио Крегер; Смерть в Венеции; On the Marionette Theater; artist and creation; reflection; naiv and sentimental; Heinrich von Kleist; Thomas Mann; literary influences; GERMAN literature; Tonio Kröger; Death in Venice
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Миронюк С.А.
Genesis: исторические исследования. Общество с ограниченной ответственностью "НБ-Медиа". 2019. С. 52-62