В статье рассматривается метафизическая система санкхьи и понятие субъекта в ней, затем автор обращается к полемике между буддистами и санкхьяиками как она дана в разделе «Атмапарикша» «Таттвасанграхи» Шантаракшиты (VIII в.) с комментарием «Панджика» Камалашилы. Предметом исследования является понятие субъекта в философской системе санкхья, как оно дано нам в "Санкхья-кариках" и разделе о полемике с санкхьей главы "Атмапарикши" "Таттвасанграхи" Шантаракшиты с комментарием Камалашилы. Объктом исследования являются "Санкхья-карики" и "Таттвасанграха" Шантаракшиты. В качестве основного в работе применяется классический историко-философский метод, предполагающий совмещение нескольких методологических подходов. Генетический подход, понимаемый как способ исследования философских концепций и понятий, основан на анализе их происхождения и развития. Он предполагает рассмотрение объектов в эволюционной перспективе, в динамике их исторического развития, в связи с чем требует установления начальных условий, главных этапов, основных тенденций и линий развития. Основная цель такого исследования - выявление связи изучаемых объектов во времени, изучение переходов от исторически более ранних форм философской (или даже предфилософской) рефлексии к исторически более поздним. Особым вкладом автора статьи в исследование темы является выполнение первого исследования в России и на русском языке вообще главы «Дискуссия с представителями санкхьи об атмане» раздела «Атмапарикша» (букв. «Исследование атмана») «Таттвасанграхи» Шантаракшиты с комментарием «Панджика» Камалашилы на основании собственного перевода с санскрита (впервые на русский язык).
This article examines the metaphysical nature of Samkhya and the concept of subject within it; then the author refers to the polemics between Buddhists and Samkhyaks as it is described in the passage Atmapariksha from Shantarakshita's Tattvasamgraha (VIII century) with the commentary "Panjika” of Shri Kamalashila. The subject of this research is the concept of subject within the philosophical system of Samkhya as it is given in Samkhya Karika and section on the polemics with Samkhya of the chapter Atmapariksha from Shantarakshita's Tattvasamgraha with the commentary "Panjika” of Shri Kamalashila. The object of this research is the Samkhya Karika and Shantarakshita's Tattvasamgraha. The key research method is the classical historical-philosophical method suggesting the combination of several methodological approaches. Genetic approach, comprehended as a method of studying philosophical concepts and notions, is based on the analysis of their origin and development. It implies consideration of the objects in evolutionary perspective, in dynamics of their historical development, therefore requires the establishment of initial conditions, key stage, main trends and strategies of development. The main goal of such research lies in identification of connection between the objects in time, studying of transitions from the historically older forms of philosophical (or even pre-philosophical) reflection towards the historically more recent. The author’s special contribution consists in conducting the first even research in Russia and in Russian language of the chapter “Discussion with the representatives of Samkhya on Atman” of the passage Atmapariksha from Shantarakshita's Tattvasamgraha with the commentary "Panjika” of Shri Kamalashila based on the original translation from Sanskrit.