В научной статье проанализировано влияние авторского ракурса и сюжетной перспективы на логику изложения академического научного текста. Актуальность работы заключается в том, что описываемый психолингвистический комплекс является значимым для каждого коммуниканта, поскольку при отсутствии логики построения доклада и заинтересованного вклада автора в представлении текста внимание слушающих будет рассеиваться на поиск противоречий, контекстуальных ошибок, причинно-следственных связей в доводах и заключениях. Образ автора является отражением его мировоззренческой позиции, коммуникативной связи с читателем и смысловой определенности сюжета. Логика построения устного научного текста способствует расставлению смысловых, мировоззренческих и коммуникативно-психологических акцентов. Вследствие этого под научным текстом в нашей работе понимается структурно-семантическое единство, служащее для выражения определенной мысли, основанной на категориях тождества начала и конца текста. Опираясь на монографии и статьи исследователей в данной области, нам удалось доказать взаимовлияние образа автора и сюжетного построения устного научного текста. Сюжетная перспектива демонстрирует формирование текста на глубинно-речевом уровне, способном отразить намерения автора текста, направленные от коммуникатора к коммуниканту. Авторский ракурс академической публичной речи отличается использованием лексических, словообразовательных, морфологических и синтаксических средств научного стиля.
The scientific article analyzes the influence of the author's perspective and the plot perspective on the logic of the presentation of the academic scientific text. The relevance of the work lies in the fact that the described psycholinguistic complex is significant for each communicator, since in the absence of the logic of building the report and the interested contribution of the author in presenting the text, the attention of the listeners will be scattered on the search for contradictions, contextual errors, cause-effect relationships in arguments and conclusions. The image of the author is a reflection of his ideological position, communicative connection with the reader and the semantic definiteness of the plot. The logic of building an oral scientific text contributes to the placement of semantic, ideological, communicative and psychological accents. As a consequence, the scientific text in our work is understood structural-semantic unity, which serves to express a certain thought, based on categories of the identity of the beginning and end of the text. Based on the monographs and articles of researchers in this field, we were able to prove the mutual influence of the image of the author and the plot construction of the oral scientific text. The plot perspective demonstrates the formation of a text at the deep-speech level, capable of reflecting the intentions of the author of the text, directed from the communicator to the communicator. The author's perspective of academic public speech is distinguished by the use of lexical, derivational, morphological and syntactic means of scientific style.