Теоретические аспекты журналистских расследований как инструмента политических технологий

В предлагаемой статье раскрывается сущность такого явления, как журналистское расследование. Дается краткая характеристика явлению, анализируется его роль в современной политической борьбе, рассматриваются научно-теоретические константы, выверенные исследователями данной проблематики в ХХ-ХХI вв. Рассматривается ряд характерных понятий, таких, как «информатор», «журналист-расследователь», «выразитель общественного мнения» и др. В ходе предвыборной кампании кандидатами используется определенный набор приемов, позволяющих оказывать воздействие на избирателей. Ни одна избирательная кампания не обходится без использования приема «наклеивание ярлыков», т. е. наделения личности, идеи каким-либо определением, стимулирующим настроение электората в заданном направлении. В политической пропаганде нередко используется прием массовости - стимулирование определенной реакции путем внушения мысли об ее общепринятом характере. Результаты журналистских расследований нередко используются для создания иллюзии о существовании определенного общественного мнения относительно расследуемой проблемы. Таким образом, журналистское расследование в контексте политической борьбы - это инструмент политического воздействия на общественное мнение. При подготовке исследования авторами применялся системно-аналитический метод, метод аналогий, метод контент-анализа и историко-аналитический метод.

Theoretical aspects of journalistic investigations as a tool of political technologies

The proposed article reveals the essence of the journalistic investigation phenomenon. A brief description of the phenomenon is given, its role in the modern political struggle is analyzed, scientific and theoretical constants verified by researchers of this problem in the XX-XXI centuries are examined. A number of characteristic concepts is considered, such as “informant”, “investigative journalist”, “public opinion exponent”, etc. during the election campaign, candidates use a certain set of techniques to influence voters. No election campaign is complete without the use of the “labeling” technique, endowing the individual with an idea by any definition that stimulates the mood of the electorate in a given direction. In political propaganda, a method of mass character is often used - stimulating a certain reaction by instilling a thought about its generally accepted character. The results of investigative journalism are often used to create the illusion of the existence of a certain public opinion regarding the problem under investigation. Thus, journalistic investigation in the context of the political struggle is an instrument of political influence on public opinion. In preparing the study, the authors used the system-analytical method, the analogy method, the content analysis method and the historical-analytical method.

Издательство
Общество с ограниченной ответственностью Аналитика Родис
Номер выпуска
1A
Язык
Русский
Страницы
34-42
Статус
Опубликовано
Том
8
Год
2019
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
journalistic investigation; media; informant; public opinion; political struggle; журналистское расследование; сми; информатор; общественное мнение; политическая борьба
Дата создания
20.02.2020
Дата изменения
20.02.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/61260/
Поделиться

Другие записи