В последние десятилетия институт медиации или примирителей, именно в таком виде он присутствует в современной армянской правовой системе, развивается довольно быстрыми темпами и все чаще воспринимается как быстрый, эффективный, универсальный досудебный метод разрешения споров, способный урегулировать конфликт, не загружая при этом суды. Ещё не так давно медиация в качестве правового института не присутствовала в нормативно-правовой базе Республики Армения. В статье изучены вопросы правового статуса примирителя согласно Закону Республики Армения “О примирителях”, принятого не так давно, 13 июня 2018 года. В статье отмечены основные этапы институционализации медиации и альтернативных способов разрешения споров в Республике Армения, изучены основные документы, способствующие принятию закона, а также международные акты, в том числе и носящие рекомендательный характер. Исследованы и анализированы положения Закона “О примирителях”, характеризующие деятельность примирителей (медиаторов), в частности процедуру получения лицензии, основные принципы деятельности, дисциплинарную ответственность примирителей, роль их самоуправляемой организации. Особое внимание автор уделяет основным понятиям, присутствующим в Законе, особенностям функционирования самоуправляемой организации примирителей, вопросам приобретения лицензии, подтверждения квалификации, переподготовки примирителей, приостановления и лишения лицензии медиатора и другим вопросам, играющим важную роль. В конце освещены основные прогнозы, касающиеся будущего института медиации в Республике Армении, так как это совершенно новая для армянской правовой системы конструкция, которую необходимо грамотно использовать в современных реалиях постсоветской страны.
In recent decades, the institution of mediation or conciliation, in this form it is present in the modern Armenian legal system, is developing quite rapidly and is increasingly perceived as a fast, effective, universal pre-trial method of dispute resolution, able to resolve the conflict without loading the courts. Not so long ago mediation as a legal institution was not present in the legal framework of the Republic of Armenia. The article examines the issues of the legal status of the conciliator according to the law of the Republic of Armenia “on conciliators”, adopted not so long ago, on June 13, 2018. The article highlights the main stages of institutionalization of mediation and alternative methods of dispute resolution in the Republic of Armenia, examines the main documents contributing to the adoption of the law, as well as international acts, including those of Advisory nature. The provisions of the law “on conciliators” characterizing the activities of conciliators (mediators), in particular the procedure for obtaining a license, the basic principles of activity, disciplinary responsibility of conciliators, the role of their self-governing organization are investigated and analyzed. The author pays special attention to the basic concepts present in the Law, the peculiarities of functioning of the self-governing organization of mediators, the acquisition of a license, confirmation of qualification, retraining of mediators, suspension and deprivation of a mediator's license and other issues that play an important role. At the end, the main forecasts concerning the future of the mediation institution in the Republic of Armenia are highlighted, as it is a completely new construction for the Armenian legal system, which must be used competently in the modern realities of the post-Soviet country.