Поэтика патафизики Альфреда Жарри

В статье рассматривается художественный метод французского писателя А. Жарри - великого экспериментатора, мастера языковой игры, создателя теории «патафизики» и новой модели театрального искусства. В теории «патафизики» заложен игровой подход к условности, схематичности литературных топосов. Основной тезис «патафизики» - «исключение есть правило» - парадокс, разрушающий стереотипы обыденного сознания. Стилевую доминату драматургии А. Жарри составляет утрированное, ироническое пародирование всей предшествующей и современной культуры. Как показывает автор статьи, «патафизика» А. Жарри вскрывает условный характер театрального действия, утверждает универсальность актерской пластики, поэтику кукольного театра, вводит принцип очуждения, разрушающий иллюзию правдоподобия. Жарри стремился заставить зрителя мыслить, а не сопереживать. Поэтика театра марионеток разрушала психологические и социальные характеристики. Условность персонажа подчеркивалась идеей создания абстрактного образа или «марширующей абстракции» (abstraction qui marche). Доминантой художественного языка становится гротеск, эпатирующий зрителя. Инновационные, «маргинальные» идеи Жарри изменили соотношение явлений в литературном процессе. Теория «патафизики» определяется стилистикой контрастов, смешением противоположностей, сосуществующих на равных правах: бытийный и бытовой, комический и трагический, фантастический и реальный. Рецепция этой теории реализуется на уровне языка, в котором слово многозначно, полисемично, эластично. В знаменитой пьесе «Король Убю» гротескный образ злого, трусливого Убю стал символическим воплощением типологии социальных закономерностей XX в., а из его «громадного брюха» родился весь европейский театр авангарда - от сюрреализма до С. Беккета и Э. Ионеско.

Pataphisics Poetic of A. Jarry

The article deals with the artistic method of the French writer A. Jarry -the great reformer of the theater, the creator of the theory of “pataphysics”. In the theory of pataphisic by Jarry has game approach to conventions shematic literary topos. The basic thesis - the exception is the rule - is a paradox, which destroyed ordinary consciousness. Style dominant of Jarrys dramaturgy is an ironic parody of all previous and modern culture. The author demonstrates us that Jarry’s “pataphysics” reveals the conditional nature of theatrical action, affirms the universality of the actors plastic, poetics of Puppet Theater, introduces the principle of judgment, destroying the illusion of like-hood. Jarry tried to force the viewer to think and not to empathize. The poetic of puppet theater destroyed the psychological and social characteristics. The conventionality of the character was emphasized the idea of an abstract image. The dominant feature of the Jarrys languge is the grotesque, shocking the viewer. Innovative, marginal ideas of Jarry are chanching the correlation of phenomena in the literary process. The theory of pataphisics is determined by the style of contrasts, coexisting on equal rights: existential and everyday, comic and tragic, fantastic and real. The reception of this theory is realized by the language, in which the word has many significantes, polysemie, elastic, The buffonade’s and shocking’s theater of Jarry is distinguished by the universalization of images and ambiguity of reading. In the play “The King Ubu” the grotesque image of the evil cowardly Ubu became a symbolic embodiment of the typology of the social laws of the 20th century and from “his huge belly” was born the entire European avan-guard theater - from surrealism to S. Becket and E. Ionesco.

Издательство
RUSSIAN STATE UNIV HUMANITIES
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
301-308
Статус
Опубликовано
Год
2019
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
театральная реформа; авангард; поэтика кукольного театра; очуждение; абстрактный образ; канон; игровой подход; смех патафизики; полисемия; символическое воплощение; the theater reform; poetics of puppet theater; objectification; polysemie; abstract; image; canon; game approach; laughter of "pataphysics"; symbolic embodiment
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Ощепков П.П., Заев И.А., Смирнов С.В., Бижаев А.В.
Сельскохозяйственные машины и технологии. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ". Том 13. 2019. С. 48-53