Целью исследования является оценка эффективности политики России «Поворот на Восток: развитие Сибири и Дальнего Востока в условиях усиления азиатского вектора внешней политики России», принятой федеральным правительством в 2012 году в рамках экономического развития слаборазвитых регионов Дальнего Востока, на основе данных о притоке прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Для этого на базе вторичных данных правительственных организаций были проанализированы результаты работы наиболее характерных политических механизмов, разработанных для продвижения дальневосточных инвестиций в рамках политики «Поворота на Восток», которые включают Восточный экономический форум (ВЭФ), Территорию опережающего развития (ТОР) и Свободный порт Владивосток (СПВ). Вопреки предыдущим спорам о вышеперечисленных политических механизмах среди представителей правительственных структур, настоящее исследование свидетельствует об увеличении ПИИ, основная доля которых приходится на страны Восточной Азии - Китай, Японию и Южную Корею, чье присутствие четко ощущается на Дальнем Востоке. Указанные страны Восточной Азии поощряют инвестиции в Дальний Восток России в различных экополитических целях. Кроме того, можно заключить, что для России, несмотря на крупные масштабы китайских и японских ПИИ по сравнению с корейскими, Южная Корея по-прежнему является наиболее привлекательным партнером, благодаря отсутствию геополитических опасностей, таких как китайский экспансионизм и спор о Курильских островах с Японией.
This study aims to measure the effectiveness of Russia’s Turn to the East Policy, addressed by the federal government in 2012, on the economic development of the underdeveloped Far Eastern regions, in terms of foreign direct investment (FDI) inflows data. To do so, this paper analyzed the results of the representative policy mechanisms - designed to promote the Far Eastern investments - of the Turn to the East Policy, comprised of the Eastern Economic Forum (EEC), Advanced Special Economic Zones (ASEZs), and Vladivostok Free Ports (VFPs), based on the secondary data from the governmental organizations. From the study, in spite of the previous contentions on those policy mechanisms amongst policymakers, we elucidate the incremental growing FDI - majorly contributed by the East Asian countries: China, Japan, and South Korea - propensity in the Far East. The three Eastern Asian countries promote investments in the Russian Far East for different eco-political purposes. And it further analyzed that for Russia, despite the remarkable magnitude of Chinese and Japanese FDI compared to South Korea, South Korea is still the most attractive partner, in terms of lack of threats: The Chinese expansionism, and the Kuril Island dispute with Japan.