Проблема и цель. В статье рассматривается актуальная проблема отсутствия оценки современного состояния и эффективности функционирования информационной образовательной среды отдельных образовательных организаций на региональном и общегосударственном уровнях. Целью исследования являлось определение подходов к оценке состояния подобной среды в системах общего, профессионального и дополнительного образования. Методология. Определение подходов к оценке современного этапа становления и развития информационных образовательных сред осуществлено на основе метода моделирования, аналитической деятельности, использования элементов теории графов, анализа научной литературы. Предусмотрено применение телекоммуникационных технологий для сбора необходимых сведений. Результаты. Разработаны и описаны этапы и технологии для проведения комплексного исследования состояния информационной образовательной среды в системах общего, профессионального и дополнительного образования. Такие этапы включают в себя предварительное построение научно-обоснованной модели, разработку компьютерного инструментария, включающего шаблоны анкет для опросов работников и обучающихся образовательных организаций, сбор и статистическую обработку данных, сравнительный анализ существующего этапа развития информационной образовательной среды и результатов, ранее проведенных исследований, публикацию результатов анализа и вырабатываемых рекомендаций в телекоммуникационных сетях. Предложенная технология предусматривает возможность унифицированного сбора и публикации сведений о примерах наиболее эффективного практического опыта формирования и использования информационных образовательных сред. Заключение. Применение разработанных подходов позволит определить меры, направленные на повышение эффективности проектов по формированию и развитию информационных образовательных сред, будет способствовать более точному прогнозированию перспектив информатизации образования.
Introduction and goal. The article deals with the actual problem of the lack of assessment of the current state and effectiveness of the functioning of the information educational environment of individual educational organizations, at the regional and national level. The purpose of the described research was to determine the approaches to assessing the state of such an environment in the systems of general, vocational and additional education. Materials and methods. The definition of approaches to the assessment of the modern stage of the formation and development of information educational media has been carried out on the basis of the method of modeling, analytical activity, the use of elements of graph theory, and the analysis of scientific literature. Provides for the use of telecommunication technologies to collect the necessary information. Results. The stages and technologies for carrying out a comprehensive study of the state of the information educational environment in systems of general, vocational and additional education have been developed and described. Such stages include the preliminary construction of a scientifically based model, the development of computer tools, including questionnaire templates for surveys of workers and students of educational institutions, the collection and statistical processing of data, a comparative analysis of the existing stage of development of the information educational environment and the results of previous studies, the publication of analysis results and developed recommendations in telecommunication networks. The proposed technology provides for the possibility of a unified collection and publication of information on examples of the most effective practical experience in the formation and use of information educational environments. Conclusions. The developed approaches application will make it possible to identify measures aimed at improving the efficiency of projects for the formation and development of information educational environments and will contribute to a more accurate forecasting of the prospects for informatization of education.