Статья посвящена изучению географии и хронологии путешествия художника и мыслителя Николая Константиновича Рериха по Цейлону в рамках Центрально-Азиатской экспедиции 1923-1928 гг., являющегося малоизвестным эпизодом его биографии. О пребывании Рериха в таких государствах, как Индия, Бутан, Маньчжурия, Китай и др., широко известно, однако сюжет, связанный с его визитом на Цейлон, практически не исследован. При этом сохраняются расхождения в датировке пребывания художника на Цейлоне. Если по дневникам Н.К. Рериха можно установить, что он находился на острове в 1923 г., то письма художника, датированные декабрем 1923 г., указывают на его пребывание в это время в Индии, что создает значительные трудности в установлении точного местонахождения Н.К. Рериха в указанное время. В статье предпринята попытка решения в том числе и данного вопроса. На карте Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха Цейлон отмечен как пункт пребывания художника, но без указания конкретных мест его посещения. Целью исследования является реконструкция маршрута путешествия Николая Рериха по Цейлону (включая уточнение года посещения острова), в рамках которого им были установлены контакты и духовные связи с представителями религиозных и светских кругов этой страны. Источниковой базой статьи являются документы личного происхождения, а также визуальные материалы, представленные картинами Н.К. Рериха из цикла «Ашрам», написанные художником в период посещения им Цейлона.
This article discusses Nicholas Roerich´s travel to Ceylon as part of his Central Asian expedition of 1923 -1928, which is a less-known episode in the biography of the artist and thinker. Roerich’s stays in India, Bhutan, Manchuria, China and other countries are already well known, but his visit to Ceylon has not yet been subject to research. One important question pertains to chronology: while Roerich´s diaries establish that he was on the island in 1923, his letters from December 1923 indicate that at the time of writing he was in India. Solving this issue is one purpose of this article. On Roerich’s map of his Central Asian Expedition, Ceylon is marked as a point of stay, yet without specifying the particular places of his visit. This article reconstructs the route of Nicholas Roerich’s trip to Ceylon during which he established contacts and spiritual ties with representatives of religious and secular circles of this island. The present study is based on Roerich´s documents of personal origin, as well as on visual materials from the cycle ‘Ashram’ that the artist created during his visit to Ceylon.