Данная статья посвящена анализу основных тенденций в регулировании государственной и частной собственности в АПК КНР. Показано историческое развитие подходов к частной и государственной собственности. Частная собственность в АПК по прежнему остается в полной власти государства, что нередко сопровождается полным нарушением прав фермеров. Ситуация может стабилизироваться только в ходе растущей урбанизации Китая и предоставления социальных гарантий сельским жителям в городах. Так в настоящее время в Китае сформирована узнаваемая форма имущественных отношений, которая характеризуется: «восточным» типом отношений, политической централизацией и полным государственным контролем над экономикой; позицией относительно возможности отчуждения частной собственности в случае излишнего усиления влияния неких частных инвесторов и с целью недопущения ослабления роли государства. Сдерживающим фактором развития АПК в Китае является и то, что сельские жители как бы «привязываются» к сельской местности. Мигрируя в город, они теряют право получения социальных гарантий и каких-либо благ, поскольку юридически не имеют права изменить место своей прописки. Сегодня отношения между государством и частными собственниками в Китае постепенно изменяются и государство признает, что частная собственность является главным локомотивом экономики. Тем не менее изменения в области структуры отношений государственная-частная собственность носят не завершенный характер.
This article is devoted to the analysis of the main trends in the regulation of public and private property in the agro-industrial complex of the PRC. The historical development of approaches to private and public property is shown. Private property in the agro-industrial complex still remains under the full power of the state, which is often accompanied by a complete violation of farmers’ rights. The situation can be stabilized only in the course of China’s growing urbanization and the provision of social guarantees for rural residents in cities. Thus, at present, a recognizable form of property relations has been formed in China, which is characterized by: “Eastern” type of relations, political centralization and full state control over the economy; position regarding the possibility of alienation of private property in the event of an excessive increase in the influence of certain private investors and in order to prevent a weakening of the role of the state. A constraining factor in the development of the agro-industrial complex in China is the fact that the villagers are “attached” to the countryside. Migrating to the city, they lose the right to receive social guarantees and any benefits, since they have no legal right to change the place of their registration. Today, relations between the state and private owners in China are gradually changing, and the state recognizes that private property is the main engine of the economy. Nevertheless, changes in the structure of state-private property relations are not complete.