Актуальность. Совершенствование качества медицинской помощи, уровня подготовки персонала здравоохранения, развития рыночных условий предоставления медицинских услуг, роста ответственности населения за здоровье, повышаются требования населения к первичной специализированной медицинской помощи (ПСМП). В условиях развития медицинских организаций разных форм собственности появляется возможность выбора и предпочтений потребителей по сервисной составляющей, ассортименту услуг, территориальному расположению медицинских организаций, транспортной доступности, отношениям медицинского персонала и пациентов. В этой ситуации приобретает значимость знание индивидуальных характеристик потребителей пациентов - и качества непрерывного медицинского образования (НМО) персонала [1, 2, 3]. Цель. По результатам медико-социального исследования разработать и обосновать «профиль пациента» - потребителя медицинских услуг частных и государственных медицинских организаций (МО). На основании знания «профиля пациента» ПСМП крупной городской агломерации станет возможным принимать корректирующие управленческие решения для удовлетворения потребности жителей в ПСМП с учетом инфраструктуры здравоохранения. Результаты. В ходе исследования разработан и научно обоснован «профиль пациента» как перечень групповых характерологических и поведенческих характеристик пациентов, принадлежащих к сфере знаний, отношений, предпочтений и пониманий системы ПСМП и своей роли в поддержании здоровья, медицинской активности, выполнении рекомендаций медицинского персонала. Знание «профиля пациента» необходимо для принятия корректных управленческих решений с учетом возможностей инфраструктуры здравоохранения по удовлетворению потребностей в медицинской помощи и для совершенствования непрерывного медицинского образования персонала. Методы и материалы. Использованы результаты анкетирования пациентов (социологический метод), при обращении за медицинской помощью, персонала медицинских организаций разных форм собственности, контент-анализ научных публикаций, статистический и логический анализ данных. Непосредственным объектом исследования являлись пациенты, обратившиеся за медицинской помощью в сеть частных и государственных медицинских организаций для взрослого населения (метод «копи-пара»). Достоверность и доказательность полученных данных принята при условии (р < 0,05).
Relevance. Improvement of quality of medical care, level of training of personnel of health care, development of market conditions of providing medical services, growth of responsibility of the population for health, requirements of the population to the primary specialized medical care (PSMC) raise. In the conditions of development of the medical organizations of different forms of ownership there is a possibility of the choice and preferences of consumers on a service component, the range of services, territorial location of the medical organizations, transport availability, to the relations of medical personnel and patients. In this situation the importance acquires knowledge of individual characteristics of consumers - patients - and quality of the continuous medical education (CME) of personnel [1, 2, 3]. Purpose by results of a medico-social research to develop and prove «the patient’s profile» - the consumer of medical services of the private and state medical organizations (MO). On the basis of knowledge of «the patient’s profile» PSMC of large city agglomeration will become possible to make the adjusting management decisions for satisfaction of need of inhabitants for PSMC taking into account health care infrastructure. Results. During the research «the patient’s profile» as the list of group characterologic and behavioural characteristics of the patients belonging to the sphere of knowledge, the relations, preferences and understanding of the PSMC system and the role in maintenance of health, medical activity, implementation of recommendations of medical personnel is developed and evidence-based. Knowledge of «the patient’s profile» is necessary for adoption of correct management decisions taking into account health care infrastructure opportunities on satisfaction of needs for medical care and improvement of continuous medical education of personnel. Methods and materials. Results of questioning of patients (a sociological method) are used, at the request for medical care, personnel of the medical organizations of different forms of ownership, the content analysis of scientific publications, the statistical and logical analysis of data. A direct object of a research were the patients who asked for medical care in network of the private and state medical organizations for adult population (a method of "copy-pair"). The reliability and substantiality of the obtained data is accepted under a condition (р < 0.05).