Международная академическая мобильность студентов в контексте интернационализации высшего образования (опыт РУДН)

Актуальность темы исследования обусловлена ролью студенческой мобильности как одной из форм интернационализации высшего образования в России. В последнее время высшее образование становится все более массовым, что напрямую связано с развитием и распространением экспорта образовательных услуг и трансформацией мирового рынка образовательных услуг, где усиление таких факторов конкурентоспособности образования, как его «массовизация» и особая роль в РФ, играет немаловажную роль и становится актуальным предметом для исследований в области международного образовательного сотрудничества. В статье сделан акцент на академическую мобильность в сфере высшего образования на основе опыта Российского университета дружбы народов (РУДН). Цель исследования заключается в выявлении обеспечения эффективного участия России в глобальном процессе образования на примере международной академической мобильности студентов посредством сравнительного анализа трудов российских и зарубежных исследователей. Задачами исследования являются изучение передового опыта и внедрения наилучших разработок в российскую практику, а также анализ формирования инфраструктуры и институциональных условий мобильности студентов, исследователей на всех уровнях. Академическая мобильность представляет собой часть интеграционных процессов в сфере образования и отвечает за перемещение студентов и преподавателей высших учебных заведений на определенный период времени в другое образовательное или научное заведение в пределах или за пределами своей страны с целью обучения или преподавания. В статье представлен опыт реализации академической мобильности на примере РУДН на основе сравнительного анализа статистических данных. Организация и реализация академической мобильности, по сути, и выполняет функции одного из инструментов механизма интернационализации высшего образования. Обсуждается проблема конкурентоспособности российского высшего образования в контексте интернационализации.

Students’ International Academic Mobility in the Context of Internationalization of Higher Education (RUDN University Case)

The relevance of the research topic is due to the growing role of student mobility as a form of internationalization of higher education in Russia. In recent years higher education has become more widespread and available, influenced by the development and distribution of educational services export and its transformation into a global educational market. In the context of “mass” higher education the special role of Russian education is of special interest for practitioners and researchers in the field of international educational cooperation. The article focuses on academic mobility in the field of higher education based on the experience of RUDN University. The aim of the study is to identify the effective participation of Russia in the global process of education on the example of international academic mobility of students on the basis of a comparative analysis of the works of Russian and foreign researchers. The objectives of the research are to study the best practices and implement the best developments in Russian conditions; to form the infrastructure and institutional basis for the mobility of students and researchers at all levels. Obviously, mobility is an integrative and determinative part of integration processes in the educational field. The article describes the experience of implementing academic mobility on the example of RUDN University using the comparative analysis of statistical data. All-inclusive academic mobility strategy serves as a tool for internationalization of higher education. The problem of competitiveness of Russian higher education in the dimension of internationalization is thoroughly discussed.

Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
499-508
Статус
Опубликовано
Том
19
Год
2019
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
РУДН; академическая мобильность студентов; интернационализация; Европейское пространство высшего образования (ЕПВО); программа Erasmus+; сетевые университеты; снг; RUDN university; academic mobility of students; integration processes of higher education; European Higher Education Area (EHEA); Erasmus+ program; internationalization; CIs
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Сибарани Д.М.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 19. 2019. С. 450-462
Шириязданова И.Ф.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 19. 2019. С. 512-514