Введение. Обсуждается одна из самых насущных прикладных задач современной методики обучения языкам: создание дидактических материалов нового поколения с привлечением информационно-коммуникационных и интернет-технологий. Материал и методы. Рассматривается уже имеющийся опыт использования информационно-коммуникационных и интернет-технологий в образовании в США и Западной Европе, где внедрение компьютерных технологий в сферу образования началось намного раньше, чем в России. Результаты и обсуждение. Анализ опыта внедрения обучающих материалов нового поколения в практику дает основания утверждать, что обращение к информационно-коммуникационным и интернет-технологиям при разработке дидактических материалов наряду с новыми возможностями создает и новые (еще не до конца изученные) трудности. Показано, что средство презентации информации (и, следовательно, ее формат) влияет на характер обработки, усвоения и запоминания ее человеком: цифровые тексты намного менее полно и точно воспринимаются читающими, чем тексты в традиционном формате (напечатанные на бумаге). Это объясняется психофизиологическими и психологическими механизмами восприятия текста, данного на экране монитора и на бумаге. Работа с текстом в цифровом формате приводит к трансформации самой деятельности «чтение», которая теперь не требует формирования в полном объеме умений и навыков, необходимых для глубокой переработки информации, самостоятельного анализа текста в процессе чтения. Наконец, изменяются приемы организации текстов, размещаемых в Сети. Традиционные тексты (в том числе классические научные, художественные тексты), выстроенные по иным моделям, не могут быть в полной мере восприняты с экрана монитора. Перечисленные трудности в ряде случаев (например, при обучении реферативному чтению) становятся серьезным препятствием для реализации целей обучения. Заключение. Осмысление возникающих трудностей позволяет сформулировать новые методические задачи, которые встают перед преподавателем в процессе подготовки электронных курсов по обучению реферативному чтению, и предложить некоторые практические шаги, направленные на решение этих задач.
The article discusses one of the most urgent applied problems of language teaching: the creation of didactic materials of a new generation based on information and communication technologies (ICT) and the Internet. First of all, we consider the already existing experience in using ICT and the Internet in education in the USA and Western Europe, where the process to introduce digital technologies in education started much earlier than in Russia. The review of experience of introducing this kind of training materials into practice provides grounds for asserting that the use of ICT and Internet technologies in developing teaching materials creates new opportunities and also new (not yet fully studied) difficulties. It is shown that the means of presenting information (and, therefore, its format) impacts the nature of information processing, assimilation and retention: digital texts are much less fully and accurately comprehended by readers than texts in the traditional format (printed on paper). This is due to the psycho-physiological and psychological mechanisms of perception and comprehension of text information given on paper and on the monitor screen. Further, processing a digital text causes the reading activity itself to be transformed. Now the complete set of reading skills, needed for in-depth processing of information, independent text analysis, is not required. Finally, the norms of organization of texts posted on the Web are changing. “Traditional” texts (including classical scientific, literary texts), constructed according to other models, cannot be fully perceived and comprehended from the monitor screen. The above-mentioned difficulties in a number of cases (for example, when teaching extensive and intensive reading) become a serious obstacle to the realization of teaching objectives. Understanding the emerging problems allows us to formulate new methodological challenges a teacher faces when preparing e-learning courses on extensive and intensive reading for foreign students, and also to suggest some practical steps aimed at solving these problems.