Проблема добра и зла в моральной философии Н. А. Бердяева

Статья посвящена исследованию и анализу этической концепции Н. А. Бердяева - учения о сущности и природе добра и зла, о происхождении зла и путях борьбы с ним. Подчеркивается, что в основании учения Н. А. Бердяева о добре и зле лежит проблема теодицеи. Показано соотношение категорий добра, зла и свободы в моральной философии Бердяева. Отмечается, что учение Бердяева о добре и зле является оригинальным по сравнению с классическими для этики представлениями о них. Русский философ подверг в нем сомнению идею безусловности и абсолютной ценности добра, показав добро как «непременно определенное к злу», соответственно, в качестве начала, которому призвана противодействовать мораль, им было указано не только зло, но и добро, а человек представлен как существо, виновное не только в зле, но и в добре. Бердяев рассматривал вопрос о действительном содержании добра и зла как один из основополагающих для понимания человеческого существования, которое раскрывается в своей подлинности «по ту сторону добра и зла» как свобода, творчество и любовь. Борьба со злом должна происходить не столько пресечением его, сколько творческим осуществлением добра и преображением злого в доброе.

PROBLEM OF GOOD AND EVIL IN N. A. BERDYAEV’S MORAL PHILOSOPHY

The article is devoted to the study and analysis of N. A. Berdyaev’s ethical concept - doctrine of the essence and nature of good and evil, the origin of evil and ways to combat it. It is emphasized that the problem of theodicy lies at the core of Berdyaev’s doctrine of good and evil. We analyzed the correlation of the categories of good, evil and freedom in Berdyaev’s moral philosophy. It is noted that Berdyaev’s doctrine of good and evil is original in comparison with classical concepts of ethics. The Russian philosopher questioned the idea of the unconditionedness and absolute value of good by showing good as “necessarily determined to evil”, respectively, as the principle to which morality is called to counteract he denoted not only evil, but also good, and the human was presented as a creature, guilty not only of evil, but also of good. Berdyaev considered the problem of the true content of good and evil as one of the fundamental for understanding human existence, which is revealed in its authenticity “beyond the good and evil” as freedom, creativity and love. Combating evil should not come so much from suppressing it as from the creative realization of good and the transformation of evil into good.

Авторы
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
38-46
Статус
Опубликовано
Год
2019
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
Н. А. Бердяев; русская философия; добро; зло; свобода; этика; теодицея; бог; дух; личность; смысл истории; N. A. Berdyaev; russian philosophy; good; evil; freedom; ethics; theodicy; god; spirit; personality; essence of history
Цитировать
Поделиться

Другие записи