Брак, семья, обучение: установки и представления студентов

На материалах проведенного в 2018 г. опроса студентов изучены их социальные представления о репродуктивных установках и репродуктивном поведении. Выбран метод виньеток c включением пяти факторов-ценностей, описывающих репродуктивное поведение и жизненную траекторию обучающихся. Использование методологии определения структуры социальных представлений позволило выделить четыре группы, существенно различающиеся по представлениям о репродуктивном поведении и построении карьеры. Чаще всего (более 60%) поддерживают поведение тех сверстников, которые во время обучения нашли спутника жизни (создали семью), начали работать и планируют профессиональную карьеру. Рациональным считается, по мнению 47-58% респондентов, также нацеленность на завершение обучения, с отложенным созданием семьи и рождением ребенка, и началом работы после окончания вуза. Менее приемлемое для студентов развитие событий (поддержано от 30 до 44% респондентов) - жизнь в период обучения в вузе без определенной стратегии, когда предполагается поступать спонтанно в зависимости от обстоятельств. Наименее желательное развитие событий для студента (поддержали менее трети) связано с отсутствием ценности высшего образования. Определена связь между характеристиками респондента, репродуктивными установками и представлениями о них: студенты, имеющие установки создать семью и родить детей, ожидаемо чаще поддерживают рождение ребенка у своих сверстников, обучающихся в вузе. Представители славянских этнических групп, прежде всего девушки, считают, что создание семьи в студенчестве следует отложить. Аборт поддерживают две трети студентов, если рождение ребенка препятствует продолжению обучения, вступлению в брак, развитию партнерских отношений.

Marriage, Family, Students’ Social Attitudes and Representations

In 2018, social representations of reproductive attitudes and reproductive behavior of students were studied. By means of vignettes method with the inclusion of five factors-values that determine students' reproductive behavior and life trajectory. The use of the methodology for determining the structure of social representations allowed us to identify four main groups that differ significantly in their views on reproductive behavior, career building. The greatest consensus among undergraduate students (>60%) was stated regarding students who have found a life partner (created a family), begun working, started a career during the studying process. According to 46.5-57.5% of the study participants, the rational development of events is connected to completing education and delaying creating a family and having a baby. Besides, they approve employment after graduation. Acceptable course of events (support 30.4 to 44.4%) - living without any specific strategy during the studying period. Respondents support spontaneous actions depending on circumstances. Undesirable course of events (conflict level consensus-supported by less than a third) mean those students who devalue higher education and who are ready to stop studying for no reason. There was identified a connection between characteristics of the respondent, reproductive attitudes and ideas about them: students, whose reproductive attitudes, related to creating a family and having a baby, are often ready to support their peers who have decided to have a baby. Representatives of Slavic nationalities, especially - girls, believe that creation of a family while being a student should be postponed. Often abortion is not considered as a deviation and may be approved (two-thirds of boys and girls are ready to support it), if childbirth prevents a student from getting further education, marrying, developing romantic relationships.

Издательство
Russian Academy of Sciences
Номер выпуска
7
Язык
Русский
Страницы
78-89
Статус
Опубликовано
Год
2019
Организации
  • 1 Центр социального предпринимательства и социальных инноваций Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
  • 2 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
reproductive attitudes; social representations; students; family; marriage; vignettes; репродуктивные установки; социальные представления; студенты; семья; брак; виньетки
Цитировать
Поделиться

Другие записи