Статья посвящена идейным исканиям российской интеллигенции пореформенного периода и влиянию духовного контекста на развитие общественной мысли начала XX в. Вторая половина XIX в. характеризуется как время, предопределившее возникновение универсалистских концепций рубежа XIX-XX в., в контексте которых исследователи и трактуют духовное наследие К.Э. Циолковского. Отмечается, что поиск новых нравственных ориентиров был свойственен как российской, так и западноевропейской мысли данного периода, метаниям от национально ориентированных к универсальным построениям и идейным установкам. Концепция К.Э. Циолковского явилась, по сути, продуктом как научного прогресса рубежа веков, так и идейным исканиям в условиях напряженной внутри и внешнеполитической обстановки.
The article is devoted to the ideological search of the Russian intelligentsia of the post-reform period and the influence of spiritual context on the development of social thought of the early XX century. The Second half of the XIX century is characterized as the time that predeterminated the emergence of universalist conceptions of XIX-XX century, in the context of which the researchers interpret the spiritual heritage of K.E. Tsiolkovsky. It is noted that the search for new moral guidelines was characteristic of both Russian and Western European thought of this period, throwing from nationally oriented to universal constructions and ideological attitudes. The concept of K.E. Tsiolkovsky was, in fact, a product of both the scientific progress of the turn of the century, and ideological searches in a tense domestic and foreign policy environment.