В статье рассматривается идейный контекст, в котором развивалось научное творчество К.Э. Циолковского. В среде российской интеллигенции в середине XIX века складывается своеобразный «культ науки». Наука рассматривалась как универсальное средство объяснения и преобразования мира. Для российской интеллигенции было свойственно утилитарное восприятие мира, интерес к «социальной технике». Эта особенность мышления была отмечена С.Л. Франком. Утилитаризм в науке неизбежно вел к социальной утопии. Наглядным примером «культа науки» следует считать творчество Н.Г. Чернышевского. Он считал науку средством, которое указывает путь прогресса. Он, как и Циолковский, полагал, что сознание «человека будущего» должно быть обязательно научным.
The article discusses the intellectual context in which the scientific work of K.E. Tsiolkovsky developed. In the environment of the Russian intelligentsia in the middle of the XIX century, a peculiar «cult of science» was formed. Science was regarded as a universal means of explaining and transforming the world. The Russian intelligentsia was characterized by a utilitarian perception of the world, an interest in «social engineering». This feature of thinking was noted by S.L. Frank. Utilitarianism in science inevitably led to social utopia. A vivid example of the “cult of science” should be considered the work of N.G. Chernyshevsky.He considered science as a means that points the way to progress. He, like Tsiolkovsky, believed that the consciousness of the «man of the future» must be scientific.