Статья посвящена роли крупнейших мировых религий - христианства и ислама в культурном самоопределении народов Тропической Африки в ХХ - начале ХХI в. Ставится проблема новых возможностей культурного самоопределения Тропической Африки, которые открываются перед современными поколениями африканцев в условиях изменения конфессионального пространства региона и глобального подъема движений за религиозное возрождение (исламский фундаментализм, «Южное христианство») как движений антисекулярных, антизападных. Рассматриваются основные факторы и процессы наполнения культурного самоопределения народов Тропической Африки религиозным содержанием: тенденции десекуляризции мирового сообщества; развитие африканской теологической мысли и эволюция принципов и ценностей африканских синкретических религий в направлении универсальных догматов мировых религий; процессы религиозной мобилизации социальных групп и слоев африканского населения; усиление роли религиозной составляющей в культурной самоидентификации африканцев. Сделан вывод о происходящем религиозно-культурном повороте в цивилизационном развитии региона.
The article is devoted to the role of the world's largest religions-Christianity and Islam in the cultural self - determination of the peoples of Tropical Africa in the XX - early XXI century. The problem of new opportunities of cultural self-determination of Tropical Africa, which open to modern generations of Africans in the context of changes in the confessional space of the region and the global rise of movements for religious revival, posed. The main factors and processes of filling the cultural selfdetermination of the peoples of Tropical Africa with religious content are considered: the trends of desecularization of the World community; the development of African theological thought and the evolution of the principles and values of African syncretic religions in the direction of universal dogmas of world religions; the processes of religious mobilization of social groups and segments of the African population; the strengthening of the role of the religious component in the cultural identity of Africans. It is concluded that in the civilizational development of the region there is a religious and cultural turn.