Статья посвящена проблеме обучения иностранных учащихся-нефилологов общению на русском языке в учебно-профессиональной сфере. Формирование коммуникативной компетенции учащихся в учебно-профессиональной сфере ведётся при формировании языковой компетенции, основу которой составляет речевая системность научного стиля речи в своей практической реализации в названной сфере. Описан опыт организации языкового материала по тематико-ситуативному принципу, означающему последовательное представление лексико-грамматических конструкций для оформления актуальных в научной речи «смыслов» (термин О. Д. Митрофановой), то есть логико-смысловых категории в схеме научного текста. Авторы обосновывают значимость обучения «смыслам» научной речи, рассматривают основные трудности в восприятии и употреблении лексико-грамматических структур научного текста и представляют технологию развития грамматической компетенции в области их употребления.