Процессы глобализации и интеграции, происходящие в современном мире, ставят новые цели и задачи перед преподавателями иностранных языков в целом и русского языка как иностранного (РКИ) в частности. Именно этим обусловлена актуальность данной работы, авторы которой рассматривают межкультурную компетенцию как часть коммуникативной компетенции. Цели данного исследования - определить положение межкультурной компетенции в системе компетенций, приобретаемых учащимися на довузовском этапе обучения РКИ, проанализировать процессы адаптации иностранных учащихся в период овладения русским языком в иноязычной среде. Основными методами исследования послужили метод наблюдения, беседы (интервьюирования), анализ результатов практической деятельности учащихся, моделирования межкультурной среды обучения русскому языку на довузовском этапе. Авторы приходят к выводу, что кропотливая работа преподавателя как в рамках аудиторной, так и внеаудиторной работы может в значительной степени помочь учащимся адекватно принимать другую культуру, не теряя своей собственной культурной идентичности, тем самым развивая межкультурную компетенцию.
The processes of globalization and integration taking place in the modern world set new goals and tasks for teachers of foreign languages in general and Russian as a foreign language (RFL) in particular. This situation explains the relevance of this article, as the authors consider intercultural competence as a part of communicative competence. The purposes of this study are to determine the position of intercultural competence in the system of competencies acquired by students at the preuniversity stage, to analyze the processes of adaptation of foreign students in the period of learning Russian in a foreign language environment. The main research methods are the method of observation, interviewing, analysis of the results of practical students' activities, modeling of intercultural environment of teaching Russian at the pre-university stage. The authors conclude that daily both classroom and extracurricular teachers' work can significantly help students to sufficiently assimilate a different culture without losing their own cultural identity, thereby developing intercultural competence.